Наткнувшись на очередную рекламу столичного автосалона о снижении цен, снова вспомнила Генри Форда и его высказывание про самую лучшую машину – новую
С течением времени его слова обретают для белорусов, и особенно минчан, все большую актуальность: доступность новых авто не сравнить с их недосягаемостью каких-то 10–15 лет назад. Конечно, автокредиты тогда были дешевле, но сами машины – в разы дороже. Поэтому и покупали то, что с годами оказывалось ненужным или просто надоело другим. Сколько тогда приехало к нам подержанных автомобилей из Германии и Прибалтики, представить страшно. При этом из-за дороговизны новых самыми лучшими всегда считались «немцы» и «японцы» бизнес-класса не старше 10 лет. Более или менее приличного вида и состояния машину такого возраста можно было купить минимум за 10–15 тысяч у. е. Почти вдвое дешевле продавали, например, бюджетные французские авто – для непривередливых, поскольку любители «Ауди», «БМВ» и «Мерседесов» эти машины всерьез не воспринимали. Более того, даже «японцев» многие клеймили за ненадежность кузовных деталей и скромный интерьер салона. Позже на наших дорогах появились «корейцы» и «китайцы», которые в глазах белорусов встали в один ряд с «французами».
Как только не называли все эти иномарки! И консервными банками, и табуретками, и жестянками. В ответ поклонники «Хонды», «Тойоты», «Пежо» парировали «корчвагенами» и «бульбовозами». И эта война автомиров продолжается по сей день! Как и необъяснимое удерживание ценника 10-летней давности на рынке подержанных авто. Такое впечатление, что белорус-автолюбитель не замечает ничего, что происходит вокруг.
Помню покупку своей первой машины в 2006 году, словно это было вчера. Это была та самая легенда – «Ауди-100» 1985 года выпуска. Старушка отлично выглядела, неплохо ехала, несмотря на то, что пошел ей тогда уже третий десяток. Обошлась покупка в 2 тысячи у. е. И на тот момент такая цена считалась адекватной.
Минуло почти 10 лет. С видавшей виды «Ауди» мы давно расстались. Где она сейчас и что с ней, мне доподлинно не известно, а вот ее ровесницы вовсю колесят по столичным магистралям, хотя им уже пошел аж четвертый десяток. Но некоторые очень даже прилично выглядят и неплохо едут благодаря бережному отношению к ним хозяев. Однако «живых» среди авто 1980-х годов выпуска становится все меньше: как бы ни старались их беречь, гниют, родимые, и оцинковка не помогает. Усталость металла никто не отменял. Но вопреки реалиям, за них по-прежнему просят столько же, сколько 10 лет назад! Дешевле продают только ведро с болтами. Помилуйте, уважаемые. Где логика? Даже если нет у человека необходимой суммы, чтобы оплатить одним разом покупку новой машины в автосалоне, ему сделают уйму предложений по кредитованию, лизингу, рассрочке. Слава богу, не в каменном веке живем. И тех самых 2–4 тысяч зеленых как раз хватит на первоначальный взнос. Зато взамен получишь самую лучшую машину – новую, а не конструктор, пожирающий семейный бюджет.
Ладно, еще цену за древнюю «лошадку» можно сбить до вменяемой, если совсем ограничен в финансах, а машина нужна как воздух. Можно купить за несколько сотен, довести до ума и ездить. Это для многих и оказывается оптимальным вариантом. Попробуй же «подвинь» в цене продавца мечты среднестатистического белоруса – автомобиля «Ауди А6» начала 2000-х. Плати ему, как за новый «Хёндэ», и точка! А как же – это же немецкий бизнес-класс! Ерунда, что 15-летний, в котором ничего живого не осталось после всего пережитого, и красная цена этой машине в базарный день – те самые 2–4 тысячи в зависимости от степени усталости металла. Скажешь об этом хозяину «мечты» – обидится и назовет тебя не смыслящим в авто офисным планктоном, для которого и штампуют новые недорогие легковушки. Ну тут уж каждому свое: одному – бизнес-класс «с душой» и бесконечные приключения в виде неожиданных поломок и ремонтов, другому – средство беспроблемного передвижения с экономией на расходе топлива.
Почти ежедневно оба примера у меня перед глазами. Один знакомый катается на той самой некогда представительской «Ауди» 2001 года выпуска, другой – на «Хёндэ» из автосалона. Если опустить подробности, первый ездит преимущественно от заправки до СТО и обратно. Во что выливается эксплуатация «мечты», опытные автовладельцы могут себе представить. Примерно во столько же другому знакомому обходится выкуп нового автомобиля у лизинговой компании. Частенько даже дешевле получается, когда 14-летнему универсалу требуется серьезный дорогостоящий ремонт. Во многом как раз из-за масштабных капиталовложений в старые машины их и пытаются продать по цене новых. Правда, уже очевидно, что конкурентоспособность этих предложений стремится к нулю. Здравый смысл все же постепенно берет верх над менталитетом.