Корреспонденты агентства «Минск-Новости» выяснили, как вo время пандемии работают мобильные пункты помощи наркозависимым и почему их подoпечным следовало бы лучше следить за здоровьем.
У продуктового магазина, что в двух шагах от станции метро «Кунцевщина», к трем часам сoбирается компания, заметно отличающаяся от спешащих по делам минчан. Эти мужчины и женщины не торопятся за покупками. Остановившись поодаль от торговой точки, они закуривают и нервно ждут, поглядывая на часы, когда на горизонте появится белый автобус с надписью «Позитивное движение» — своеобразная скорая помощь для наркозависимых. В масках единицы. Наркозависимым со стажем в большинстве своем такие меры предoстoрoжнoсти чужды: кто-то переболел COVID-19, кто-то отшучивается: «Мы закаленные, корона не возьмет».
— Во время первой волны боялся инфекции, а сейчас уже не так страшно, — говорит один из мужчин, представившийся Алексеем.
Наконец машина прибывает. Внутри старший и младший социальные работники Павел и Андрей, медсестра Оксана Анатольевна, аутрич Елена — она знает многих, если не всех местных наркопотребителей, зовет их на точку и помогает «Позитивному движению» наладить с ними контакт. Иногда вместе с бригадой дежурят инфекционисты и эпидемиологи. Чтобы не заразить себя и окружающих коронавирусoм, весь коллектив носит защитные маски и перчатки, регулярно обрабатывает руки антисептиком.
— График нашей работы такой же, как и прежде. Мобильные пункты курсируют по городу ежедневно, кроме выходных. За день объезжаем несколько точек. После каждой стоянки протираем дезраствором ручки и перила, регулярно моем машину специальными средствами, — рассказывает старший социальный работник Павел. — Раньше организовывали чаепития. Сейчас пускаем людей внутрь, только если они собираются сдать тест на ВИЧ.
Первый в очереди 49-летний Игорь, пожелавший узнать, есть ли у него вирус иммунодефицита человека. Дрожащему от волнения мужчине брызгают на руки обеззараживающее средство, вручают марлевую маску и экспресс-тест. Попутно интересуются, была ли рисковая ситуация — незащищенный половой акт или повторное использование шприца.
— Периодически случается любовь-морковь. Вряд ли подхватил что-то серьезное, но провериться лишним не будет, — отвечает тот и интенсивно трет тестом по деснам.
Результат ему сooбщают минут через 15. Теперь Игорь и все, кто в этот день решил узнать свой ВИЧ-статус, могут спать спокойно: он отрицательный. Однако даже при неблагоприятном исходе не все наркозависимые обратились бы к специалистам: не хотят становиться на учет.
— Редкий случай, когда человек, употребляющий запрещенные вещества, заботится о здоровье. Одной нашей клиентке за долги отключили газ, электричество и воду, моется она в ведре, а всё равно верит, что никакую хворь не подхватит. Или вот еще пример: приехал парень на BMW, сдал тест на ВИЧ — положительный. Пoрекoмендовали сходить к врачу, чтобы назначил антиретровирусную терапию, а он в ответ: «Я что, дурак?» — вспоминает Павел. — Мы, конечно, предупреждаем: если не принимать лекарств, можно подцепить любую болячку, особенно во время пандемии. Инфицированные обрекают себя на верную смерть.
Социальные работники предлагают посетителям презервативы, спиртовые салфетки для инъекций, одноразовые шприцы: картонными коробками с ними заполнена чуть ли не вся задняя часть микроавтобуса. От бесплатного добра никто не отказывается. Пряча средства контрацепции по карманам, наркозависимые просят «инсулинки» и «двоечки» (шприцы объемом 2 мл). При этoм смущенно оправдываются: берут их для близких, но никак не для того, чтобы уколоться самому. Примечательно: тратя немалые деньги на запретное удовольствие, мало кто из них озабочен покупкой копеечных шприцев.
— Давай восемь штук. У моей мамы онкология по женской части, ей очень нужно, — обращается к младшему соцработнику Вадим.
Замечаю, что он пришел в медицинских перчатках.
— Нам не жалко, берите про запас, — доброжелательно отвечает Андрей.
Несколько клиентов мобильного пункта отдают соцработникам использованные шприцы. Их тут же отправляют в объемную, почти доверху заполненную синюю бочку. В скором времени недельный «улов» утилизируют. Остальные гости побоялись прийти с «уликами» в кармане: опасаются, что их по пути задержит милиция.
Получив необходимое, наркозависимые домой не торопятся. Они еще довольно долго стоят невдалеке от автомобиля, тихо обсуждая что-то личное.
— Вообще-то мы самые адекватные и милые люди, — с улыбкой обращается ко мне Дмитрий. — Но я бы никому не пожелал подсесть на иглу: многим нужно пожертвовать ради временного кайфа. Я вот сполна заплатил за ошибки молодости, в первую очередь здоровьем. Но расстаться с наркотиками уже не могу.
— А я позавчера покурил, вчера укололся, сегодня выпил. И ни о чем не жалею. Зачем бросать? Мне оно не мешает, — присоединяется к беседе Борис.
Запрещенные вещества он попробовал еще в 1980-х: хотел узнать врага в лицо. Знакомство оказалось неудачным.
Бригада мобильного пункта посетителей не осуждает: это их выбор, принимать наркотики или нет. Вместе с тем и соцработники, и медсестра, и аутрич способствуют тому, чтобы употребление было безопасным. Благодаря их работе люди, которые вполне могли бы заболеть ВИЧ, им не заразились. Здорово и то, что во время пандемии автомобиль продолжает курсировать по городу, ведь наркозависимые входят в группу риска и им сейчас нужна помощь — самостоятельно позаботиться о себе они зачастую не способны.
Периодически организация устраивает акции. Те, кто впервые обратился в мобильные пункты, получают гематоген и пачку аскорбинки, кто сдал тест на ВИЧ — мотив-пакеты со сгущенкой, сахаром, конфетами и т. д. Не остаются без поощрения и те, кто приносит из поликлиники результаты флюорографии.
Справочно
В Минске три мобильных пункта помощи наркозависимым. Автомобили курсируют по городу по будням, возле станции метро «Кунцевщина» останавливаются по четвергам. В субботу и воскресенье за помощью следует обращаться в стационарный пункт «Позитивного движения» или к аутрич-работнику: к нему домой любители запрещенных веществ могут прийти в любое время дня и ночи.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также: