У «Паўлінкі» юбилей. Вот уже 70 лет эта постановка не сходит со сцены Купаловского театра

«Паўлінцы» исполнилось 70 лет. 

Каково это – выходить на сцену в легендарном образе, выясняем за час до начала спектакля у актрисы Екатерины Алейниковой.

Вот уже 70 (!) лет эта постановка не сходит со сцены Купаловского театра. За поколениями актеров следят поколения зрителей. Спектакль называют и энциклопедией актерского мастерства, и визитной карточкой белорусского театра.

– Конечно, это знаковая роль, – говорит Екатерина Алейникова. – Мне казалось, прежде чем сыграть Павлинку, нужно проработать в театре много лет, доказать, что ты что-то можешь. Например, Раиса Кошельникова начала играть Павлинку в сорокалетнем возрасте. Когда только пришла в Купаловский, сидела за кулисами и смотрела, как работают в спектакле Юля Шпилевская, Валя Гарцуева, Света Зеленковская. Все шутили: «Подсиживаешь!» Когда узнала, что буду играть Павлинку, была в шоке. Ведь я недавно пришла в театр.

IMG_7112

IMG_7156

IMG_7085

У каждого поколения зрителей есть своя любимая Павлинка, так что сравнений с ними не избежать.

– Первое время переживала, чувствовала ответственность перед старшим поколением, – признается актриса. – На репетиции ко мне подошла Алла Петровна Долгая: «Что-то ты сильно веселишься. Это ведь трагедия. Ты понимаешь, что ты уходишь из дома?» В чем-то прислушалась. Партнер по спектаклю Алексей Яровенко заметил: «Что-то ты стала драматичнее играть».

У Зои Валентиновны Белохвостик просила посмотреть видеозаписи с ее участием в спектакле, потому что говорили, она была очень хорошей Павлинкой. «Катя, это уже другая Павлинка», – ответила она.

В пьесе Янки Купалы главная героиня – «стройная і досыць прыгожая дзяўчынка. Адзеўшыся ў недарагую крамніну, але чысценька; без хусткі – у валасах колькі грабеньчыкаў». Художник по костюмам Валентина Правдина в прошлом году немного обновила сценические наряды.

IMG_7151

– У меня два костюма для выхода – красный и белый, – показывает Екатерина. – Веночки к ним очень люблю – ручная работа. А всё, что выполняется руками, передает хорошую энергетику человека. Вот эти бусы, тоже ручной работы, случайно нашла в секонд-хенде. Подумала, что они подойдут, хотя в реквизите у меня есть и другие.

Рубашка уже вся залатанная – в спектакле приходится так много и активно двигаться, что уже раз пять ее рвала.

– Кстати, по платью определяю, поправилась или нет. Радуюсь, когда оно на мне свободно. Если нет, значит, надо еще больше танцевать (улыбается).

К красному платью полагаются красные черевички, хотя раньше Павлинки носили черные. Чтобы завершить образ, осталось разобраться с прической. Шикарные косы у Павлинки свои.

– Очень хотела бы остричься или покраситься, но не могу, потому что не представляю, как играть с прикрепленной косой, – признается Катя.

Перед выходом на сцену важно не забыть талисман – ромашку, на которой Павлинка гадает в начале первого акта.

– Она такая потрепанная, что кажется, ей тоже лет семьдесят, как и спектаклю. Но в ней чувствуется особая энергетика. Дома храню платочек, который Зинаида Петровна Зубкова подарила мне на премьеру. Это был очень трогательный момент.

До спектакля остается всего час.

IMG_7181

– Всегда стараюсь прийти пораньше, чтобы распеться. Эти песни уже настолько сидят в голове, что пою их, даже когда душ принимаю, – смеется собеседница. – Я училась на актрису музыкального театра, поэтому мне важно нотки спеть чистенько. Но это не тот спектакль, где нужно показывать вокальные данные в каждой песне. Знаменитая нота соль второй октавы осталась, но знаю, что многие актрисы ее не брали и прекрасно играли роль. Здесь же не только в голосе дело.

– Это такая бытовая история, которая очень похожа на мою жизнь, – продолжает Екатерина. – Я тоже жила в маленьком городе – Сенно. У нас все друг друга знали, ходили друг к другу в гости. У меня строгий папа. Когда ко мне приходили молодые люди, он кричал с балкона: «Катя, домой!» Нам с сестрой было строго запрещено приходить домой после двенадцати. В спектакле нет ничего сверхъестественного, там – наша жизнь. Поэтому, наверное, он и живет. И будет жить, надеюсь.

– Адбой! Мы пачынаем, – раздается команда к началу спектакля. Из гримерки выбегает уже не Екатерина Алейникова, а купаловская Павлинка.

– Самый волнительный момент, когда идешь из-за кулис на сцену. Там уже не ты, а какой-то другой человек. И это происходит независимо от тебя. Когда волнуюсь, ноги ходуном ходят. Надеюсь, это скрывает моя пышная юбка, – смеется актриса.

Фото автора

 

 

 

Самое читаемое