«У природы нет плохой погоды». Как Эльдар Рязанов обманул актеров и автора музыки из фильма «Служебный роман»

Как создавали фильм «Служебный роман» и почему режиссер обманул съемочную группу и композитора ленты — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Дилемма

Эльдар Рязанов

Автором музыки для многих популярных лент Эльдара Рязанова был композитор Андрей Петров. Его произведения звучат в «Жестоком романсе» (1984), «Зигзаге удачи» (1968) и других фильмах режиссера. Чего только стоит мелодия Петрова для «Берегись автомобиля» (1966). Она как бы раскрывает неустроенную метущуюся душу Деточкина. Если бы в этой ленте за кадром звучала хорошая песня, то обязательно стала бы хитом. Но Рязанов от идеи ее создания для картины отказался.

В 1977 году, запуская производство «Служебного романа», режиссер точно знал, что песни в фильме должны быть непременно. Накануне вышла его «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), всё прозвучавшее в ленте распевала страна. Но, в отличие от новогоднего фильма, в новой картине главные герои не имели права петь в кадре. Это не соответствовало ни сюжету, ни характерам. Представьте, если бы строгая директор статистического учреждения в исполнении Алисы Фрейндлих взяла гитарку и что-то сбацала с выходом из-за шторки. Соавторам требовалось искать выход.

Вокруг да около

Алиса Фрейндлих

С А. Фрейндлих режиссер был знаком давно, очень ценил ее актерское дарование. Но несмотря на то, что она театральная звезда всесоюзного масштаба и на спектакли с ее участием приезжали специально из других городов, с кино к середине 1970-х роман у нее не складывался. Были, конечно, авторские ленты, не известные широкому зрителю, эпизоды, но назвать в те годы Алису Бруновну известной киноактрисой можно с большой натяжкой. Не спасла даже роль второго плана в «Соломенной шляпке» (1974) Леонида Квинихидзе. Рязанов меж тем хотел продемонстрировать ее дарование всей стране. Но всякий раз что-то не складывалось. Еще в начале 1960-х она проходила кинопробы на главную роль Шурочки Азаровой для «Гусарской баллады». Но как гримеры и парикмахеры ни старались, они не смогли скрыть девичью сущность актрисы. А по сюжету Азарова переодевается и представляется юнцом, ей должны верить. К слову, в готовой ленте не так уж и сокрыт пол Ларисы Голубкиной, переодетой в гусара. В 1968 году Фрейндлих должна была сыграть Алевтину в «Зигзаге удачи». Но роль исполнила Валентина Талызина, так как Алиса Бруновна была в положении. Еще до ленты «Ирония судьбы, или С легким паром!» Рязанов и Брагинский передали пьесу «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…», по которой написан сценарий, в Театр имени Ленсовета с обязательным условием, что роль Нади Шевелевой исполнит Фрейндлих. Когда спектакль вышел, авторов пригласили на премьеру. К их удивлению, Надю играла другая актриса. Театром тогда руководил супруг Алисы Бруновны Игорь Владимиров, он не разглядел в пьесе роли, достойной его жены. Счел ее дешевой комедией-однодневкой.

В конце 1975 года пьесу «Сослуживцы», которая прошла на сцене 134 театров СССР, авторы превратили в сценарий и выслали актрисе с приглашением на роль Калугиной без кинопроб. Она согласилась!

Кадр за кадром

Чтобы сделать из картины истинный бенефис Фрейндлих, режиссер решил погрузить актрису в привычную для нее театральную методику работы. В кино в первый же день могут снять сцену из начала и из финала фильма. График составляется по готовности тех или иных съемочных объектов. Поскольку декорации статистического учреждения, которым руководит главная героиня, целиком выстроены на «Мосфильме», Рязанов решил снимать сюжет последовательно, начиная с первой страницы сценария. Он хотел, чтобы актриса постепенно раскрывалась, выглядела органично в сценах изменения характера своей героини. То есть, как действие развивается на экране, в таком порядке его и снимали, что для кино почти нонсенс. Словом, Алисе Бруновне повезло с моментом, когда настал ее час выйти из тени театральных кулис в свет кинософитов! Оставался еще один немаловажный момент: спеть песни. И плюс ко всему не превратить фильм в декорациях в телеспектакль. Нужны были сцены на улице.

Случилась аномалия

А. Петров написал музыку, а Э. Рязанов подобрал стихи для песен всех персонажей. Песни «В моей душе покоя нет» на слова Роберта Бернса, «Обрываются речи влюбленных» Николая Заболоцкого, «Нас в набитых трамваях болтает» Евгения Евтушенко были готовы. Как вспоминал режиссер, сняв половину ленты, не знал, как и куда вставлять их в картине. Но неожиданно 25 сентября 1976 года в Москве выпал снег. Зеленые и чуть тронутые желтизной деревья покрылись мокрыми хлопьями. Зрелище было фантастичным. Рязанову мгновенно пришла идея сделать такую Москву одним из героев фильма и городские пейзажи сопроводить песнями за кадром. Но не как музыкальными произведениями, а как авторскими монологами персонажей, звучащими в душах, подчеркивающими глубину их переживаний. Оператор Владимир Нахабцев превратился в настоящего охотника за пейзажами, пока снег не растаял! Когда всё сняли, Рязанов понял, что не хватает еще одной песни с философским отношением к погоде. Ни у одного из поэтов не нашлось ничего подходящего. Когда он гулял в подмосковном лесу, стихотворение, названное потом «Песенкой о погоде», по его словам, выскочило у него из подсознания без спроса. Нести коллегам стихи собственного сочинения было неловко. Если они бездарны, режиссеру никто не скажет неприятную правду в лицо. И Рязанов выдал написанное за сочинение ХVIII века английского поэта Уильяма Блейка. Никто не заподозрил подвоха, даже А. Петров! Один Андрей Мягков, исполнитель роли Новосельцева, пробурчал, что стихи ничего, но ему бы хотелось чего-то более выразительного. Как в шутку или всерьез вспоминал Рязанов, за отсутствие интуиции он наказал актера. В следующем фильме «Гараж» он получил «немую» роль: сыграл человека, потерявшего голос!

Во время съемок «Иронии судьбы, или С легким паром!» А. Мягков был недоволен, что песни за него спел Сергей Никитин. И в «Служебном романе» актер исполнил вокальные партии сам. Спела и Алиса Бруновна, став после ленты не только одной из главных кинодив страны, но и любимой исполнительницей хитов из фильма, записанных на пластинках. Хотя в песенном направлении она карьеру развивать не стремилась. Даже когда «У природы нет плохой погоды» стала лауреатом фестиваля «Песня-78», Фрейндлих не отпустили на выступление из театра, которым по-прежнему руководил ее супруг. Сослались на ее занятость в репертуаре. С Владимировым она вскоре развелась. А песню в Концертной студии «Останкино» в 1978-м исполнила Людмила Сенчина.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ