«У ребят есть выбор». Куда и как распределяют будущих педагогов в Минске

Потребность в учителях растет. Куда и как распределяют будущих педагогов, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

В апреле выпускники вузов получают путевку во взрослую жизнь. Для тех, кто учился на бюджете, обязательная отработка по направлению составляет 2 года — период, когда можно набраться опыта у старших коллег и стать профессионалом.

С какими мыслями получают билет на трудоустройство будущие учителя, узнавали журналисты, посетив распределение в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

В вузе готовят студентов по 31 специальности. В апреле на протяжении нескольких дней на каждом из факультетов выпускники окончательно определяются с будущим местом работы. В день нашего прихода распределяли биологов, географов, филологов. Группы ребят поочередно заходят в просторную аудиторию. Представители комиссии, в составе которой деканы, проректоры, специалисты отдела кадров и другие, зачитывают фамилию кандидата, его регалии и адрес будущего работодателя. Один за одним молодые люди выходят и расписываются в необходимых документах. Быстро, уверенно, бодро.

Биологов и географов распределили за 15 минут. Их было 13 человек. При этом заявок от нанимателей — 27! Получается, молодой специалист достанется не каждому.

Первая в очереди Анастасия Шамко. Девушка в университете получает именную стипендию за научную работу, она выпускница педагогического класса, претендентка на красный диплом. Средний балл по итогам четырехлетней учебы составляет 9,1.

Учитывая ее успеваемость, девушка имеет право прежде остальных выбрать вакансию из предлагаемого списка. Но Анастасия со школой определилась еще год назад. Ее взяли на работу в столичную СШ № 56 в Каменной Горке. А сейчас в комиссию по распределению предоставила персональный запрос. Препятствий нет — молодая учительница продолжит карьеру в этом учебном заведении.

— С 1-го курса у меня была возможность преподавать. Мне нравится заниматься наукой, практикой. Сначала изучаешь предмет, а потом учишься его преподносить детям с помощью классных методик и приемов. Например, использую STEAM-обучение, технологии критического мышления и ТРИЗ. Последнее расшифровывается как теория решения изобретательских задач, — рассказывает Анастасия.

Анастасия Шамко

56-я — одна из самых больших в городе. Студенка поясняет: будет вести географию, а также «Человек и мир» у половины 5–6-х классов. А их в школе 27.

— Нагрузка хорошая, — улыбается девушка.

После Анастасии подходят другие студенты. Кто-то остается работать в Минске, кто-то едет в Слуцк, Ганцевичи, Любань.

— Громче заявляйте о своем согласии, как в загсе! — шутит кто-то из комиссии, когда чуть удается расслышать «да» от выпускницы.

Хорошее настроение и у Владислава Миронюка. Он тоже будущий географ, принес персональный запрос от администрации минской СШ № 157. Туда и направляется трудиться.

Владислав Миронюк

— Учился в гимназии № 20. Когда там открыли профильные педклассы, решил попробовать. Два раза в неделю в расписании был факультатив «Введение в педагогическую профессию». Нас таким образом готовили к поступлению в БГПУ. Я давал пробные уроки в школе, вел занятия даже в саду. Мне больше понравилось работать со старшеклассниками. Сразу нахожу с ними общий язык, — делится Владислав. — Но и с малышами проблем нет. Тем более у меня две младшие сестры. Сколько себя помню, с ними нянчился.

Как парень получил персональный запрос? Узнал, что в школе есть вакансия географа, пришел, дал открытый урок — и вот фактически трудоустроен.

— Учитель должен быть общительным, современным и солидарным с детьми. О чем говорю? В школе география — не единственный предмет. Бывает, педагоги стараются максимально загрузить ребенка, не учитывая его интересы. А ведь иногда достаточно дать базовые знания и не мучить школьника, который, например, хочет всерьез заниматься физикой или литературой, — рассуждает Владислав.

Юноша замечает, что в новом коллективе ему гарантирована моральная и профессиональная поддержка:

— Еще полторы ставки — и классное руководство! Для старта неплохо, как и зарплата 800–900 рублей.

Когда наступает очередь выпускников филологического факультета, первой называют будущего преподавателя белорусского языка и литературы Антонину Шаврей. У девушки средний балл 9,5. В качестве первого рабочего места выбрала тоже СШ № 56.

— Школа большая, новая и хорошо оборудованная. Взяли сразу! — рассказывает выпускница. — Я из Мозырского района. Правда, когда уточняла наличие вакансий на родине, оказалось, что там в учителях белорусского языка и литературы не нуждаются. Поэтому остаюсь в Минске, чему рада. Школа находится в спальном районе, проблем найти съемное жилье не будет. Рядом метро. Говорите, дети не любят родную мову? Всё зависит от учителя. Мне предмет понравился благодаря педагогу, с начальных классов участвую в олимпиадном движении.

Антонина Шаврей

Во время университетской практики она вела занятия у школьников. Потом интересовалась у детей, всё ли получается у нее хорошо как у молодого учителя. Подопечные были довольны, и по практике у девушки одни десятки!

— Значит, я на своем месте, — улыбается Антонина. — Программу по белорусской литературе, на мой взгляд, не мешало бы пересмотреть. Дети сами говорят, что список произведений — сплошная вайна и вёска. А ведь знакомиться надо и с теми, что ближе их поколению. Такие авторы в отечественной литературе, безусловно, есть. Буду предлагать их на внеклассном чтении.

Сергей Василец, проректор по учебной работе БГПУ:

— У ребят есть выбор. Многие студенты приносят в комиссию по распределению персональные запросы, так как во время учебы в вузе уже работают в школах. Таких ребят поддерживаем, несмотря на сложности. Например, на специальностях естественно-математического профиля в учебном плане много лабораторных в специализированных классах с оборудованием. Идем навстречу работающим студентам: где-то переводим на индивидуальный график, переносим занятия, меняем смены.

— Какие учителя сегодня востребованы?

— 2–3 года назад ответил бы однозначно: зашкаливающий спрос был на выпускников факультетов дошкольного и начального образования. Они и сейчас популярны, но такая высокая потребность наблюдается на всех без исключения специальностях. Нужны и филологи, и математики, и химики. На днях распределяли физиков: на одного выпускника — 4 заявки!

— Будущие учителя в вузе осваивают современные технологии?

— Один из трендов — активное использование робототехники в учебном процессе. Наши студенты — физики, математики, информатики — знакомятся с этим направлением. Но мы также включили его в подготовку специалистов дошкольного и начального образования. Пока в виде факультатива. Но он очень массовый, несмотря на то что на этих факультетах в основном девушки. Они изучают основы визуального программирования, язык Scratch, знакомятся с различными робототехническими наборами для конструирования. Всё это станут использовать в садиках и начальной школе.

Справочно

БГПУ имени Максима Танка увеличивает план приема на бюджет в 2021 году. По сравнению с предыдущей вступительной кампанией прибавится еще 15 мест для абитуриентов: 5 — на филфаке, 10 — на факультете социально-педагогических технологий.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ