У современного жетона метро были вполне достойные предшественники, но…

Около 40 процентов пассажиров минской подземки по-прежнему используют для прохода через турникеты минского метро жетоны.

За 22 года существования они действительно показали себя как надежное платежное средство. Но в 1980-е у пластиковых «монеток» были другие, вполне удобные и стабильные предшественники, о чем многие пассажиры уже забыли. Вспомнить историю жетончиков нам помог давний работник метрополитена Григорий Якимков, который долгое время трудился начальником службы движения предприятия, а сейчас – ведущий инженер этого подразделения.

В советские времена во всех 13 метрополитенах (сегодня в СНГ 16 метрополитенов) использовались для оплаты проезда пятикопеечные монеты. На станциях стояли разменные автоматы для 10, 15 и 20-копеечных монет.

 

Загл

 

Бросаешь такую в прорезь устройства – и снизу вылетает два, три или четыре «полугривенных»…

– В автомат засыпали до 1.000 монет, а на станциях стояло 9-12 таких устройств – по три на каждый вид монет, – рассказывает Григорий Федорович. – Касс в метро тогда попросту не существовало.

В 1991-м СССР перестал существовать, и каждая республика ввела свои деньги. В России одно время вместо жетона использовали монеты, в том числе достоинством в несколько рублей. В Беларуси таких денег не было, только купюры – «белочки», «зайчики».

Многие помнят, что в начале 1990-х, после развала Советского Союза, за ценами на товары и услуги в Беларуси было не угнаться. В 1991-м проезд стоил 20 копеек (было время – бросали в прорезь турникета по 4 пятака, потом – 15-копеечные монеты), через год, в январе 1992-го, – 40 копеек, а уже в мае тариф вырос до рубля. Пассажиры покупали 15-копеечную монету за рубль (рубль же не бросишь в АКП).

В апреле 1992-го ввели первый совмещенный проездной, в том числе на метро (до этого вообще не было проездных на метро).

В Москве в это время ввели жетоны, и такие средства оплаты — в разных вариантах — вскоре переняли все метрополитены бывшего СССР. В Москве, например, были металлические кругляши.

Первые жетоны в Минске появились летом 1992-го в два этапа: в июне на 1-й линии, а в июле – на 2-й. Дело в том, что производители не успевали одновременно изготовить большую партию этих платежных средств. К слову, образцы разрабатывал НИИ ЭВМ, а выпускали их на МЗВТ (Минском заводе вычислительной техники).

Первые минские жетоны были ярко-красными. Малиновые появились позже. Были и другие отличия от первоначального варианта, например, металлическая вставка стала меньше.

Между прочим, и цвет, и вставка – лишь 2 из 6 способов защиты жетонов от подделок. Это только кажется, что в метро продают обычные пластиковые кругляши, а на самом деле значение имеют и цвет, и общие параметры, и габариты металлической вставки, и даже просветы, имеющиеся в пластмассе. Подделать его сложно и дорого.

А вот первые бумажные совмещенные проездные, введенные в 1992 году, подделать, похоже, не составляло особого труда. Григорий Федорович показал их. Эти образцы утверждались в разных инстанциях, но на выходе это была обычная бумажка со штампом «Метро»…

 

 

IMG_0175

IMG_0178

 

В 1996-м в метро появились пластиковые магнитные карточки и совмещенные проездные на их основе.

 

IMG_0180

 

– Такие проездные доставили много хлопот нашим работникам, – вспоминает Якимков. – Полоска бумажного проездного на наземные виды транспорта попросту приклеивалась к карте. А после того как эти платежные документы сдавали в кассы для обмена, сотрудникам службы движения приходилось подолгу стирать следы клея с пластика.

Но через какое-то время бумажный проездной стали просто прикладывать к магнитной карте, к удовольствию многих пассажиров. Долгое время благодаря этому они экономили деньги: с бумажным билетом ездил в наземном транспорте один член семьи, а с пластиковым проездным в метро – другой.

С апреля нынешнего года магнитные карточки выведены из обращения в минском метро.

С сентября 2008-го пассажирам начали продавать проездные на основе бесконтактной радиокарты, которые прежде применяли только для служебного пользования. Сейчас, как известно, на такие карты записывают все виды проездных.

Но многие пассажиры все равно остались приверженцами жетона.

 

 

 

 

 

 

ТОП-3 О МИНСКЕ