1200h90 2

Убийство актера Костина, начало коллективизации и конец Торгсина. Этот день в истории: 1 февраля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 1 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1725 год. Великое Восточно-Сибирское землетрясение

earthquake 1665892 1280

Это землетрясение, случившееся к северо-востоку от озера Байкал, считается одним из сильнейших в пределах Восточной Сибири за всю историю ее освоения. Интенсивность в эпицентре составила 11 баллов.

Об этом событии сохранилось очень мало сведений, что обусловлено малой и редкой заселенностью территории в то время. Немецкий натуралист Даниил Готлиб Мессершмидт, путешествовавший в 1720-х гг. по Сибири, записал в дневнике: «В 7 ч. вечера, при совершенно тихой погоде неожиданно началось довольно сильное землетрясение, которое потрясло весь острог. Я боялся, что мой дом, который был очень старый, развалится, так как балки трещали и все, что висело на стенах комнаты, двигалось подобно часовому маятнику. Первые колебания земли продолжались около четверти часа, а в 7 ч. 45 мин. все снова начало двигаться, но медленнее и не очень долго».

На следующий день Мессершмидт обнаружил вокруг своего дома расщелины шириной с большой палец. Лед на реках Чите и Ингоде потрескался.

Позже, по пути в Удинск, Мессершмидт узнал, что в тот же день было сильное землетрясение и в других забайкальских острогах: Еравненском, Нерчинском и Телембинском. Ощущалось оно и в Иркутске.

1905 год. Николай II встречается с рабочими и объявляет, что «прощает их вину» за 9 января

2128231 800

Спустя десять дней после событий Кровавого воскресенья, 1 февраля (19 января по ст. ст.), царь встретился с депутацией рабочих. Сама идея устроить такую встречу принадлежала недавно назначенному на должность генерал-губернатора Петербурга Дмитрию Трепову, который хотел «умиротворить» взбудораженный трудовой люд. «Делегатов» для встречи выбирали полиция и жандармы из числа наиболее благонадежных рабочих столичных и пригородных заводов и фабрик. Отобранных 34 человек перед встречей с царем тщательно обыскали, переодели и, запретив переговариваться между собой, привезли в Царское Село. Николай II принял их в Александровском дворце и обратился к рабочим с заранее заготовленной речью.

«Я вызвал вас для того, чтобы вы могли лично от Меня услышать слово Моё и непосредственно передать его вашим товарищам.

Прискорбные события с печальными, но неизбежными последствиями смуты, произошли от того, что вы дали себя вовлечь в заблуждение и обман изменниками и врагами нашей родины. Приглашая вас идти подавать Мне прошение о нуждах ваших, они поднимали вас на бунт против Меня и Моего правительства, насильно отрывая вас от честного труда в такое время, когда все истинно-русские люди должны дружно и не покладая рук работать на одоление нашего упорного внешнего врага. Стачки и мятежные сборища только возбуждают безработную толпу к таким беспорядкам, которые всегда заставляли и будут заставлять власти прибегать к военной силе, а это неизбежно вызывает и неповинные жертвы.

Знаю, что нелегка жизнь рабочего. Многое надо улучшить и упорядочить, но имейте терпение. Вы сами по совести понимаете, что следует быть справедливыми и к вашим хозяевам и считаться с условиями нашей промышленности. Но мятежною толпою заявлять Мне о своих нуждах — преступно. В попечениях Моих о рабочих людях озабочусь, чтобы всё возможное к улучшению быта их было сделано, и чтобы обеспечить им впредь законные пути для выяснения назревших их нужд. Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их Мне, а потому прощаю им вину их. Теперь возвращайтесь к мирному труду вашему, благословясь, принимайтесь за дело вместе с вашими товарищами, и да будет Бог вам на помощь».

По воспоминаниям свидетелей, во время встречи с царем рабочие пожеланий не высказали. Государь ласково поговорил почти с каждым из них, интересуясь, кто откуда родом, чем занимался до поступления на завод и каково семейное положение. Всех делегатов угостили чаем и сандвичами.

Такое замирение возмутило известного смутьяна Владимира Ульянова-Ленина, который отреагировал на него резким выпадом в газете «Вперед»: «Эта гнусная комедия не обманет, конечно, русский пролетариат, который никогда не забудет кровавого воскресенья. Пролетариат поговорит еще с царем иным языком!»

Так оно впоследствии и случилось.

1930 год. Начало массовой коллективизации в СССР

14

В этот день вышло постановление ЦИК и СНК «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Органам Советской власти на местах предоставлялось право применять против кулаков все необходимые меры — отбирать землю, конфисковывать имущество и выселять за пределы районов и областей.

Раскулачиваемые делились на три категории. К первой относился «контрреволюционный актив» — участники антисоветских и антиколхозных выступлений. Они сами подлежали аресту, а их семьи — выселению в отдаленные районы страны. Ко второй — «крупные кулаки и бывшие полупомещики, активно выступавшие против коллективизации». Их выселяли вместе с семьями в отдаленные районы. К третьей — «остальная часть кулаков». Она подлежала расселению специальными поселками в пределах районов прежнего своего проживания.

В тот же день, 1 февраля 1930 г., ОГПУ направило особым отделам военных округов циркуляр о недопустимости службы родственников кулаков в Красной армии и с предложением увольнения их из рядов младшего и рядового состава. В циркуляре также предписывалось «не допускать в воинские части ходоков и делегации из деревни с жалобами», арестовывать их. Красная армия, по мнению партийных вождей, должна была быть вне подозрений относительно «кулацкого элемента».

1935 год. Прекращает деятельность всесоюзное государственное торговое объединение Торгсин

torgsin640

Торгсин расшифровывается как «торговля с иностранцами». Но иностранцев в СССР было так мало, что основным занятием магазинов Торгсина стало «выдаивание» в целях пополнения государственного бюджета у голодного населения СССР оставшихся в семьях ценностей — обручальных колец, свадебных брошек, серебряных ложек и т. п. — в обмен на масло, одежду и прочие элементы «роскоши». Принесенные людьми изделия взвешивали и оценивали строго по весу независимо от их художественной ценности. Чистая выручка Торгсина за пять лет работы составила 270–283 млн золотых рублей.

Видимо, к 1935 г. брошек и столового серебра у людей почти не осталось, и «Торгсин» закрыли.

Сегодня одним из немногочисленных напоминаний о «торгсинах» является фильм 1934 г. «Веселые ребята»: там жеманная дамочка (ее играет актриса Мария Стрелкова) носила прозвище «дитя Торгсина».

1975 год. В Ленинградском отделении милиции стражи порядка зверски убивают актера Владимира Костина

792052

Детство Костина, трудное и голодное, прошло в блокадном Ленинграде, но, взрослея вместе с возрождающейся из руин страной, Володя обрел все, о чем только мог мечтать: любимую профессию, в которой был востребован, и семейное счастье.

Окончив в 1962 г. ВГИК, он был принят в штат киностудии «Ленфильм». К тому времени Костин успел сняться в нескольких картинах: «Сверстницы», «Прыжок на заре», «После свадьбы». Уже после кинодебюта в ленте «Дорога правды» (1956) его стали узнавать на улице, а поклонницы заваливали письмами, в числе которых были и послания от звезды советской гимнастики Ларисы Латыниной.

Он много снимался и в дальнейшем, а также успешно подрабатывал актером дубляжа. Роли были небольшими, но героическими. Костин сыграл в фильмах «Товарищ Арсений», «Взорванный ад», «Непоседы», «Внимание, цунами!», «Морской характер», «Крах инженера Гарина», «Опасные гастроли».

Со своей супругой Валентиной Костин познакомился на съемках картины «Снегурочка». Они прожили шесть счастливых лет, а когда Владимир узнал, что станет папой, его радости не было предела. Но все перечеркнула трагическая случайность. Свою дочь Дашу актер так никогда и не увидел.

1 февраля 1975 г. Костин возвращался из гостей домой. Так как ребята немного «посидели», друг Николай Федорцов сразу сунул таксисту пятерку, назвал адрес актера, а Костин уснул на заднем сиденье. По дороге таксист взял еще одного пассажира, хоть и не имел права этого делать. Подвыпившим попутчиком оказался милиционер в штатском. По окончании поездки таксист потребовал от Владимира повторно оплатить проезд. Костин отказался, сославшись на то, что таксист уже получил положенную сумму. Разъяренный милиционер забрал и таксиста, и его пассажира в отделение милиции.

В отделении Костин принялся объяснять, что он актер и спешит домой к беременной жене. Фраза «я артист» почему-то особенно возмутила стражей порядка. Они накинулись на Владимира и стали жестоко его избивать. Травмы оказались не совместимы с жизнью, из отделения вынесли уже труп.

Дело пытались замять, вдове сказали, что Костин якобы умер от сердечного приступа. Но избежать огласки не удалось: директор «Ленфильма» Виктор Блинов обратился к своему приятелю, начальнику ГУВД Владимиру Кокушкину. На расследовании настаивали и звезды зарубежного кино Элизабет Тейлор и Джейн Фонда, которые в то время были в Ленинграде на съемках картины «Синяя птица».

Последовал громкий судебный процесс, в результате которого впервые в советской судебной практике были осуждены и посажены сразу трое сотрудников милиции. Их приговорили к 11, 10 и 9 годам заключения.

Свидетельница Тамара Яковлева рассказывала, что приехала в отделение забирать приятелей и видела, как вошел красивый мужчина, одетый в дорогую дубленку. У него отобрали кошелек и паспорт, а когда стали снимать часы, он возмутился: «Не смейте их трогать, их мне жена подарила!» Тогда его отвели в другую комнату и стали избивать. Со слов свидетельницы, избивали не только трое осужденных милиционеров, а почти все, кто присутствовал в отделении. Когда приехала скорая, спасти его было уже невозможно. По словам Яковлевой, ей долго угрожали, заставляя отречься от показаний, но она этого не сделала.

Адвокат отказал семье убитого в услугах, после чего вдова актера сама произнесла заключительное слово. Ее речь была записана журналистами и напечатана во французском журнале «Континент», в результате чего Валентина Фёдоровна долго не могла найти работу.

Алчного таксиста наказала судьба — через год после суда он погиб в ДТП.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Столичная художница собирала фломастеры по всей стране для создания интерактивного арт-объекта

«Спектр» воплощает концепцию Zero waste и претендует на моновыставку. Создательница нестандартного панно Полина Корзун-Фомченко раскрыла корреспонденту агентства «Минск-Новости» основные посылы картины и нюансы работы над ней.

img 20250205 100002 989

— «Спектр» представляет собой современную мозаику. Для ее изготовления я использовала старые фломастеры, которые распиливала на модули. Материал собирали буквально всей Беларусью: свою лепту внес и Несвиж, и Клецк, и Барановичи. Что касается последнего города, мне в значительной степени помогла блогерша, которая обратилась к своей аудитории — люди стали откликаться. Из Минска большое количество фломастеров собрали жители Новой Боровой. Всем поучаствовавшим безумно благодарна, — делится Полина. — Кстати, люди реагировали на просьбу неоднозначно — чаще с удивлением, даже знакомые, которые знают, чем я занимаюсь.

img 20250205 100102 591

Выбор пал на столь нестандартный материал из-за интереса к фломастерам, который наблюдался у собеседницы еще в детстве. Ее также привлекали жалюзи из вытянутых деревянных бусин — в советское время они украшали квартиры многих. И, будучи ребенком, Полина хотела смастерить что-то аналогичное из фломастеров. Даже специально припрятала в шкафу набор уже не пишущих принадлежностей.

Во взрослом возрасте она случайно обнаружила этот «тайник». Тогда и решила, что пришло время воплотить идею в реальность. Дальше стала рассуждать о том, как именно ей реализовать задуманное, с какими формами работать и т. д.

— Я понимала, что этим арт-объектом могу затронуть тему экологии, дать ей новое звучание. Поэтому к созданию картины приступила с особым энтузиазмом, — делится художница.

444 3

Так, собеседница заострила внимание зрителя на уроне, который люди наносят окружающей среде тем, что выбрасывают пластик и другие долго разлагаемые материалы. Ей близка концепция Zero waste, которую она и отразила в работе.

— Ни один «живой» фломастер не пострадал при создании этого панно, — шутит собеседница.

photo 2025 01 30 10 30 23

Что касается технического аспекта работы, Полина признается: столкнулась с некоторыми сложностями за счет отсутствия определенных оттенков пластика, нужных для перехода из одного цвета в другой. Таких фломастеров просто не существует, поэтому приходилось решать проблему за счет использования оптических иллюзий. Фактически она брала другие цвета, но зрительно вместе они давали ощущение нужного цвета.

Форму собеседница намеренно выбрала самую простую. В нее заложено много символов и отсылок, которые доступны аудитории на уровне ассоциаций. Черное основание — это абсолют отсутствия света, а значит, и цвета. На него накладывается спектр, который представляет собой все цвета одновременно. В результате симбиоз этих составляющих, как отмечает художница, дает белый.

444 2

Получившийся арт-объект воплощает не только зрелищность и своеобразное назидание сквозь призму искусства — это целый проект под названием «Спектр», в рамках которого общественность может взаимодействовать с работой. Каждый из модулей снимается. На некоторых мероприятиях, экспозициях зрителям разрешалось выложить из подготовленных художницей ячеек свой рисунок (не важно, абстрактное изображение или предметное).

— Идея этого арт-объекта — пригласить всех желающих поучаствовать в создании произведения искусства. На что люди, к слову, охотно соглашаются, — делится Полина. — У проекта даже есть свой аккаунт в Instagram. И я верю, что когда-нибудь связанная с ним история выльется в отдельную выставку. Такая экспозиция могла бы состоять из самого арт-объекта и его вариаций, созданных зрителями (только на данный момент их число приближается к сотне).

По словам собеседницы, «Спектр» — еще и о трансформации. Художница намеренно отчасти ограничивает зрителя — в его распоряжении лишь готовые ячейки. Так, людям не нужно переживать, например, о том, что они не умеют рисовать. Условия причастности к искусству смягчаются, поэтому комплексы, неуверенность в собственных силах, боязнь показаться глупым и другое отходят на задний план и не мешают творческому процессу.

444 1

В свое время картину из пластиковых модулей отметили первым местом в номинации «Новация» на «Триеннале молодых художников». Сейчас «Спектр» можно увидеть (но, к сожалению, не потрогать — на это установлен запрет) на выставке «Преломление реальности» (пр. Партизанский, 79).

Фото из архива художницы

Где в Минске контролируют скорость авто 7 февраля

На 11 участках столичных дорог работают спидкамы 7 февраля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

transport radar mozolevskij 02

Соблюдение скоростного режима в 60 км/ч проверяют на пр. Независимости, Пушкина и Партизанском, а также на ул. Притыцкого, Маяковского, Ванеева, Кальварийской, Ташкентской и Московской.

Спидкамы на 80 и 90 км/ч фиксируют нарушения на пр. Независимости и на МКАД соответственно.

В ГАИ просят водителей быть внимательными на дорогах, соблюдать скоростной режим движения и учитывать погодные условия.