Участник легендарной команды БГУ — о КВН, Поперечном и белорусской интеллигентности

Виталий Коломиец, ныне выступающий в жанре стендап, приезжал в театр эстрады, чтобы порадовать минчан своими шутками на концерте «Вечер Stand-Up комедии». А заодно рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о нынешнем состоянии юмора в КВН и телевизионных скетч-шоу, а также порассуждал о мате в выступлениях известного стендапера Данилы Поперечного.

«Стендап в какой-то момент просто стал модным, потому что многим легко себя представить на сцене в роли такого комика»

Виталий, люди сейчас приходят в юмор быстро, через Интернет, без тех ступенек, которые проходил ты, в том числе в КВН. Это плохо?

А можно сразу прийти в телепроект или перенести свое шоу из Сети в телевизор. Возможностей стало больше. Основной критерий успешной реализации в юморе — это не стратегическая составляющая: где я выступаю, какие ступеньки прошел, а практическая: как много я выступаю. Нельзя овладеть юмором, как лайфхаком, фокусом. Юмор — это как игра на музыкальном инструменте: нужно все время учиться и в какой-то момент получается играть. А потом нужно постоянно поддерживать себя в форме, чтобы играть прилично.

Сейчас стендап — главный формат, а ведь раньше юмор был другой.

Главное, чтобы было смешно. А форматов подачи миллион, люди смотрят все, что им нравится. Наши телевизионные умы, делающие телевидение, все равно ориентируются на западные тенденции. Конечно, учитывается вкус зрителя, но основные векторы развития берутся оттуда. Оплот развлекательного телевидения в русскоязычной среде канал ТНТ. Там шоу одно за другим идет. Это квинтэссенция того, что в этом направлении было сделано на западе. «Стендап», «Однажды в России», «Студия «Союз», «Импровизация» сделаны по-нашему. А стендап в какой-то момент просто стал модным, потому что многим легко себя представить на сцене в роли комика, когда смотришь такую передачу: «Ох я б тоже сейчас им зарядил!».

Я сейчас веду семинары по стендап, так вот люди могут за четыре дня освоить его, написать три первые шутки, выйти с ними на сцену и увидеть, что это работает. Одна, поверьте, точно зайдет. И вот когда человек видит, как это устроено, он должен задать себе вопрос: а хочу ли я потратить на это свою жизнь?

Ты продвигал стендап еще в 2010 году.

Когда мы начинали двигать этот формат, было очень сложно. Люди не понимали что это. Вплоть до того, что многие хотели продвинуть стендап на телевидении, но не знали, как его назвать. Вот как это будет по-русски? В итоге решили не мучиться, и сегодня стендап стало словом нарицательным.

Stand Up: Виталий Коломиец — О браке, о жене и сексуальном рассвете сил от StandUp на Rutube.

Прямо сейчас человек дома сидит и думает, что он смешной и клевый, ему в классе это говорят все. У него есть выбор: может собрать команду и играть в КВН, а может пойти в стендап одному. Хотя все равно ему понадобятся соавторы — пара человек, чтобы было с кем придумывать шутки. А можно целое комьюнити в своем населенном пункте организовать и вместе с единомышленниками делать «Открытый микрофон», например. И зритель пойдет, потому что уже знает, что это за формат.


«Мы же все равно смотрим КВН. Не обязательно саму игру, а весь телевизор»

В этом плане КВН — игра командная во всех смыслах. Мы с друзьями до сих пор пересматриваем выступления команды БГУ 2001 года. Почему сейчас так не шутят?

Я тоже иногда пересматриваю (улыбается). Не знаю, что случилось. Изменилось время, возможности людей и восприятие зрителей. Но давайте будем честными: мы же все равно смотрим КВН. Не обязательно саму игру, а весь телевизор, который делают все вышедшие из игры ребята. Они работают на СТС, ТНТ и еще очень многие на других каналах.

Многие участники твоей команды обустроились в Москве. Встречаетесь?

Часть команды контактирует, потому что работают вместе. С Виталиком Шляппо многие пишут сериалы, общаются по ходу работы. Ну и когда есть свободное время, стараемся пересечься.

Ну и ты же в свое время прикоснулся к телеискусству за экраном.

Немножко было.

Почему перестал?

Спонтанно в жизни все идет, появляются новые увлечения и творческие горизонты. Сначала был КВН, потом написание сценариев. Потом открыл для себя стендап. Это было так: ух ты, юмор можно доставать из себя, а не выдумывать его из космических сфер! Сейчас заинтересовался актерским и режиссерским мастерством.

StandUp: Виталий Коломиец — О детях, своем детстве и игрушках от StandUp на Rutube.

А стендап сегодня для тебя увлечение?

Это практика, чтобы держать себя в юмористической форме. Это, кстати, лучшее средство для освоения юмора.


 «Данила Поперечный показал тот самый путь, как без ступенек и КВН можно реализоваться в юморе»

  В Сети часто критикуют за неучастие в открытых микрофонах Данилу Поперечного, мол, только в свои туры ездит. Справедливо?

Поэтому и бывает не всегда смешно. К слову, Данила Поперечный показал тот самый путь, как без ступенек и КВН можно реализоваться в юморе. Конечно, мне не нравится нецензурная брань, когда она неуместна. При этом я понимаю, как же это заходит молодой аудитории. А что, у нас были «Сектор газа», «Мальчишник»! Современные лидеры мнений делают так, как нельзя — ругаются. При этом, если убрать этот аспект, то в целом поколение выглядит даже более толково, чем наше. И тот же Данила не поверхностный парень, он глубоко копает для своих двадцати с чем-то лет.

Может белорусы сильно интеллигентные для всего этого?

Тот же Ваня Усович ругается будь здоров, и я его понимаю – пережил это на себе: «Вау, так можно?». На это очень легко подсесть, хочется поднажать и усилить реакцию зрителей. И вот лезет словечко. Хотя зачастую ценности такой атавизм не несет. При этом умело поданный мат есть даже у Есенина и Маяковского.

Что касается белорусов, то нельзя сказать, что одни люди более культурные, чем другие. Просто культура может быть разная. У белорусов развита культура труда, отношение к делу. В Сочи как-то встретился с товарищем из Бреста, который там живет, и он мне рассказал, что указать в резюме «белорус» достаточно, чтобы тебя взяли на работу. Ну и понятно, что белорус больше мотивирован, раз приехал.

Есть ощущение, что про белорусов в России шутят время от времени. А мы сами о себе часто там готовы шутить?

У юмора есть один критерий – смешно. А что приводит к этому, какие ситуации, уже совсем другое дело.

Сейчас, выступая где-то, часто подчеркиваешь, что ты из Беларуси?

Очень редко. Я, скорее, как Петя Трофимов из «Вишневого сада» — смотрю в будущее в ожидании чего-то прекрасного.

 

ТОП-3 О МИНСКЕ