Ученья тьма

Дмитрий Исайчук
Автор материала:
Дмитрий
Исайчук

Не мог даже представить, что самым сложным в школьной программе первоклассника станет жизнь вне мегаполиса. Оказалось, эта проблема касается многих современных школьников. Особенно минчан.

После каникул, проведенных у бабушки в Барановичах, сыну осталось прочитать пять страниц в сборнике для внеклассного чтения. С этим заданием проблем возникнуть не должно было: он читает по главе «Незнайки» каждый вечер. Но тут сын завалил работу. До этого дня я выполнял роль терпеливого слушателя, поправлявшего редкие технические ошибки (пропуск букв, перескакивание через строчки). А тут завал! Не чтение, а мука и куча ошибок. Взял книгу, перечитал все сам – ничего необычного, все понятно. Взялись за работу вместе. И ту все стало на свои места. Ребенок не знает значения слов, связанных с деревней. Упряжь, телега, косарь, сенокос, кубышка и ручник он прочитал с неправильным ударением. Вот текст и вышел абсолютно не воспринимаемым на слух.

Задачка на логику, где нужно найти лишнее слово, поставила сына в ступор. Первое задание «Иван, Петров, Сергей, Владимир, Александр» он сделал в момент: лишнее Петров, потому что это фамилия, а остальные имена. А вот следующие строки – «Хата, хлев, печь, будка, дом» и «Елка, дуб, сирень, сосна, береза» не смог осилить самостоятельно. Начали разбирать значение каждого слова – хлев и будка вне словарного запаса ребенка. Попытался навести его на логический вывод – спросил: где живут коровы и собаки? В ответ получил – на ферме и в квартире. Вот так! Ребенок видел стада коров, пасущихся на территории ферм. Их много расположено вдоль М-1. А обычный деревенский хлев – нет. Он каждый день видит наших соседей-собаководов, выводящих своих питомцев на прогулку из квартир. Даже представить себе, что собака в деревне живет в отдельном «домике» и сидит на цепи, он не может. Считает, что она живет там, где и ее хозяин. То есть прямо в доме, который и охраняет.

По детской логике сирень тоже дерево. Поэтому он решил, что лишняя в строке елка – ее одну только украшают на Новый год и Рождество. Остальные так и стоят некрасивые зимой, и это их объединяет. Ведь подходит, правда? Потом он немного подумал и сказал: лишняя сирень. Только на ней распускаются цветы. Что тут будешь делать? А решение было – сирень — это куст!

После этого застопорились на загадке. Вкратце ее смысл: «Гуляет по волосам с зубами больше, чем у волка». Расческа? Не подходит – зубчики мелковаты. Ножницы явно не то. Положение спасла мама, давшая правильный ответ – гребень. Даже я до этого не додумался, потому что никогда этим чудом не пользовался. Не говоря уже о сыне-первокласснике – он и расческой пользуется всего пару раз в год. Прическа слишком коротка. К тому же дома гребня у нас нет, чтобы повертеть его в руках. Современные массажные расчески куда лучше справляются с его работой по распутыванию мокрых длинных волос.

На следующий же день пошел к учительнице и рассказал о произошедшем конфузе. Ребенок расстроился, что не получилось хорошо сделать задания. Оказалось, что почти у всех младших классов похожая проблема. Словарный запас у первоклашек маленький. Им приходится объяснять значения многих слов. Особенно тяжело даются детям тексты, где есть деревенская тематика. Они не знают, что такое сеновал, сени, веретено, прялка, чугунок, ухват, коромысло, хомут и т.д. Эти слова они не слышат в повседневной жизни – ведь мы, родители, их не употребляем. Поэтому дети допускают кучу ошибок, читая их. Современные школьники в основной массе сугубо «городские». Большинство в классе никогда не были в деревне. Даже настоящий колодец не видели! У них есть дачи с централизованным водоснабжением. Какой хлев или сеновал?  Там аккуратные домики, окруженные огородами. Максимум под баню или сарайчик отжалели земли от ценных соток. Нет ни кур, ни коров. А в средних классах ученики даже не вникают в то, что читают. Для них классические произведения школьной литературы – темный лес. Они не представляют жизнь в XVIII и XIX веках. Как могли люди жить без электричества, Интернета и гаджетов?

Это проблема. В школьной программе практически нет современных произведений, в которых действие разворачивается в привычном ребенку месте и времени. Чтобы вокруг героев находились обычные для нынешнего поколения предметы: смартфоны, плазменные экраны, автомобили.

Дети не глупые. Они знают то, чего не знают многие взрослые. Могут объяснить, как работает канализация, сотовая связь, как устроен двигатель внутреннего сгорания. Словарный запас их полон современных слов, как браузер, геймпад, скриншот и прочее. Это их мир, и они его знают назубок. А деревня для них – другое измерение. Неизвестное, далекое и непонятное. И с каждым годом все больше и больше отдаляющееся от подрастающего поколения истинных горожан.

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Ау-у-, автор!А родители у детишек, что, глухо-слепо-немые? Со своими детьми не могут пообщаться, музей посетить, книжки почитать, картинки посмотреть, в ботсад сходить на сирень полюбоваться? Может директор школы должен их в деревню возить?

Комментарии закрыты