Ученья цвет, или Почему молодежь выбирает профессию педагога

Почему молодые люди выбирают профессию педагога, чем запоминается первый рабочий день и что стоит сделать для улучшения условий учительского труда?

Об этом, как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», рассуждают члены молодежного совета при Минском городском комитете Белорусского профсоюза работников образования и науки.

Татьяна Арловская, учитель английского языка СШ № 61:

9-tatyana-arlovskaya-copy

— Родители мечтали, чтобы я поступила в пединститут. Сама же то представляла себя в роли наставницы, как, впрочем, делают многие девочки, то хотела стать переводчиком. В итоге связать детские мечты о профессии учителя и желание досконально владеть иностранным языком помог педуниверситет имени Максима Танка, который я окончила с красным дипломом, получив профессию учителя английского языка и истории.

Первый день в классе для студента, приходящего в школу на практику, и для молодого учителя — это два совершенно разных дня. Практиканта оценивает опытный преподаватель, присутствующий на уроке. А когда заходишь уже в свой класс, то понимаешь: на тебя оценивающе смотрят три десятка детей и нужно собраться и показать все, что умеешь. Страшно и в первый раз встречаться с родителями. Ждешь, что будут задавать каверзные вопросы, за что-то ругать… Но всегда можно найти взаимопонимание.

Что касается трудностей, возникающих у молодых педагогов… Считаю, что каждый человек может надумать себе проблему. Но если ты умеешь работать, то их окажется не так много. Даже пресловутая учительская зарплата не такая уж большая сложность — в нашей сфере можно заработать, было бы желание. Хуже, когда классному руководителю приходится заниматься тем, что должны делать родители, — заботиться о ребенке после уроков. Одной из причин того, что в отрасли не задерживаются молодые педагоги, на мой взгляд, становится как раз нехватка личного времени. Поэтому одна из задач нашего совета — помочь закреплению молодежи на местах. За два года работы по распределению вполне можно осознать, правильно ли ты выбрал профессию, а дальше у каждого есть возможности для развития.

Считаю, что, встречаясь с родителями, педагог сначала должен обязательно похвалить детей, сказать о них добрые слова, а уж затем высказывать накопившиеся проблемы, совместно обсуждать пути решения.

Сергей Курилович, педагог дополнительного образования Минского государственного профессионального лицея № 14 деревообрабатывающего производства и транспортного обслуживания:

6-copy

— По окончании столичного педколледжа № 2, которого, впрочем, уже не существует, я стал учителем белорусского языка и литературы. Какое-то время работал в школе, затем кардинально сменил сферу деятельности, но через пять лет снова вернулся в образование — в лицей № 13 строительства. И с того времени моя жизнь неразрывно связана с профессиональным образованием.

Первый день работы в школе помню очень хорошо. Мне, молодому специалисту, сразу предложили классное руководство. Я был польщен. Но когда увидел своих подопечных на линейке, несколько сдрейфил. Однако с детьми мы сработались очень хорошо. По сей день общаюсь с ребятами, у которых был классным руководителем либо преподавал им белорусский язык и литературу. Приятно, что мои уроки запомнились воспитанникам, многие из них впоследствии поступили в педуниверситет, чтобы тоже учить белорусскому.

Когда пришел в лицей, ощущения были другими. Коленки уже, конечно, не тряслись, но… Школа — это все-таки дети, девочки и мальчики, а лицей — 18-летние ребята. Шел на работу и думал: как я, педагог-организатор, заинтересую их, увлеку танцами и пением на сцене?

Не секрет, что профтех сегодня не в фаворитах образования, но сюда тоже приходят учиться очень талантливые дети. С высокими баллами аттестатов, продолжатели трудовых династий. Если внимательно перечитать биографии многих наших известных соотечественников, несложно заметить, что свой жизненный путь они начинали с профессионального образования. Поэтому стараюсь внушить ребятам: если ты, окончив лицей, поступишь в колледж, а затем в университет, в итоге заткнешь за пояс любого выпускника вуза, пришедшего туда после школы. У тебя будут не только теоретические знания, но и практические навыки, и такого специалиста работодатели с руками оторвут!

Что касается проблем, то самая первая — служба в армии. Когда к нам приходят молодые мастера и преподаватели, они трудятся в лицеях и колледжах буквально месяц и в осенний призыв уходят в армию. А потом не возвращаются в образование по ряду причин. Во-первых, срочная служба идет в зачет отработки по распределению. Во-вторых, мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин — это не просто учителя, это квалифицированные токари, слесари, фрезеровщики. Такие люди нужны армии, и после срочной службы они зачастую остаются там служить по контракту. Члены молодежного совета озвучили эту проблему. И сегодня у меня есть информация, что принято решение: по ходатайству руководителей профессио­нальных учебных заведений молодому специалисту могут предоставить отсрочку на два года — на время отработки. И человек будет четко знать, останется он здесь работать или выберет иной путь.

Еще один важный вопрос — жилье. Большая часть работающей в системе профтех­образования молодежи — не минчане. Снимать квартиру дорого, а общежития в основном студенческие. Получается, что мастера и педагоги живут рядом со своими воспитанниками. Но это не всегда хорошо. И мы пробуем сделать так, чтобы молодые наставники либо жили где-то в одном общежитии, либо получили возможность создать ЖСК и построить жилье.

Увидев, какая талантливая молодежь учится в наших лицеях, я настолько заболел профтехом, что дал себе слово сотрудничать с этой системой.

Александра Ховхунова, воспитатель дошкольного образования яслей-сада № 374:

4-copy

— Моя мама когда-то работала помощником воспитателя. Я после школьных уроков приходила к ней в садик, где было очень интересно. Но учиться пошла на филфак педуниверситета. Честно говоря, педагогика для меня сначала была на втором плане, намеревалась сперва досконально освоить основной предмет — русский язык. Но потом захотелось подработать. В школе это сложно, когда учишься на дневном отделении вуза, — время занятий и уроков совпадает. Зато в садике возле моего дома как раз требовался воспитатель. Работа посменная, и я решила попробовать. Не рассчитывала, что она станет моей основной специальностью. Но вот выпустила одну группу, взяла следующую. И профессия затянула, работаю уже шестой год.

В первый рабочий день я выходила во вторую смену, во время обеда и подготовки ко сну. И вот прихожу, а дети (до этого несколько раз видела их на прогулке) уже лежат в кроватках и смотрят на меня. Говорю им: «Здравствуйте, дети, я ваш новый воспитатель!» И вдруг они как закричат: «А мы вас знаем!»

Родители сначала немного настороженно отнеслись к молодому педагогу. Но ведь это понятно: им интересно, чем занят их ребенок, как за ним присматривают. А когда видят, что педагог настроен на работу, заботится о детях, учит их, отношения выстраиваются.

Глобальных проблем в нашей сфере деятельности не вижу. Конечно, зарплата молодых специалистов, только пришедших на работу, прямо скажем, невелика. Но руководители учреждений образования это знают и стараются поощрять их. Сложно бывает, если не к кому обратиться за советом. Вуз дает теоретические знания, а вот прак­тических навыков не хватает. Поэтому очень хорошо, когда помогают старшие коллеги. Мне в этом смысле повезло. Но в разных садиках ситуация может сложиться по-разному, а хотелось бы видеть четко выстроенную систему наставничества.

И еще один момент — нужно больше методической литературы. Белорусской. У нас много пособий, созданных российскими авторами, а хочется пользоваться отечественными разработками.

Заниматься с малышами, на мой взгляд, даже интереснее, чем со старшими ребятами. Вижу, какие они приходят к нам в 3 года, какие уходят в школу. Наблюдать за этим переменами необычайно интересно.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

Самое читаемое