В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Учитель физкультуры А. Снытин: «Мальчики сегодня проигрывают девочкам в беге, прыжках и даже не расстраиваются»

В 45 лет Андрей Снытин стал серебряным призером Кубка Европы среди баскетболистов – ветеранов спорта, в 55 – победителем мирового ветеранского первенства, в 60 – чемпионом всемирных игр ветеранов спорта. И все это время продолжал работать учителем физкультуры.

Школьный стаж спортсмена насчитывает почти 30 лет. Последние десять он ведет уроки физкультуры в средней школе № 120. Свой профессиональный выбор Андрей Снытин сделал во время службы в армии. И не просто принял решение, а сразу пошел в наступление – поступил на факультет физвоспитания Брестского педагогического института. Причем на дневную форму обучения.

1O9A8302

– Помню, как учил химию, сидя на кухне, – вспоминает Андрей Яковлевич. – В армейской библиотеке был самым читающим. Чтобы развить память, постоянно заучивал стихи, хотя и не особенно их любил. Декламировал, даже стоя в карауле. Друзья смеялись, что своим бормотанием я бужу остальных караульных.

За плечами студента-первокурсника уже были автомеханический техникум, опыт работы на литейном производстве и несколько лет игры в баскетбол. К слову, команда, в которой он играл, гордо несла звание чемпиона города. Как спортсмен Андрей был видной фигурой и на республиканском уровне.

– Не сильно обремененный умением играть, но с потенциалом, – так он характеризует себя в юности. – Правда, думать о большом спорте мне уже не приходилось. Легко все давалось только за счет заложенной базы: в 6 лет мама отдала меня в плавание, потом занимался легкой атлетикой, велосипедным спортом.

В составе команды Андрей Снытин выступал за родной вуз, представлял также Брестскую область на первенстве республики. Однако лучший баскетбол в его жизни случился в те годы, когда играл в кишиневской команде «Политехник».

– В Молдавию уехал по приглашению, – рассказывает Андрей Яковлевич. – Играли в первой лиге чемпионата СССР, стали чемпионами среди вузов Союза. Чувствовал тогда, что расту как игрок и как личность.

В Кишиневе спортсмен познакомился со своей будущей женой Людмилой, тоже баскетболисткой. В середине 1980-х супруги приехали в Минск: он пробовал себя в тренерском деле, она играла в команде мастеров и преподавала в БГУ. Оба состояли в городском баскетбольном клубе «Автозаводец». В школу Андрей Снытин пришел в 1987-м. В 1990-х работал учителем на три ставки, а также ночным сторожем в детском саду и дворником – иначе семью было не прокормить. Играть в баскетбол при этом не прекращал. Признается, что именно спорт позволил вынести такую серьезную нагрузку.

– Многие школьники сегодня жалуются на то, что уроки физкультуры им не интересны. А вам удается увлечь детей?

– Делать это с каждым годом все труднее и труднее. Во второй четверти, например, в соответствии с программой даю акробатику, но современные дети упражнения на матах не жалуют. Хотя, в принципе, еще создатель баскетбола Джеймс Нейсмит говорил, что американские студенты не хотят заниматься гимнастикой. Детям интересны игры с постоянным соревновательным элементом, однако теперешних школьников не устраивает и это. У них нет внутреннего настроя на борьбу, нет командного духа. Они с малолетства менее подготовлены физически, редко соревнуются между собой во дворах. Скажу больше: мальчики сегодня проигрывают девочкам в беге, прыжках и даже не расстраиваются. Им не хочется побеждать! Раньше такого не было. Простой пример: в 1989 году, когда я приходил к пятиклассникам и приглашал на тренировки, в назначенное время в спортзале стоял почти весь класс. Сейчас хорошо, если два человека придут.

– Почему так происходит, на ваш взгляд?

– Потому что из системы ценностей нашего социума ушла спортивная составляющая. Ее ниша заполнена чем угодно: шоу-бизнесом, юмором, алкоголем. Обо всем этом пишут чаще, чем о физкультуре. Недостаточно создавать спортивные телеканалы. Родители должны воспитывать детей. В то же время для того, чтобы хотеть направить ребенка в спортивную секцию, нужно самому понимать ради чего. Вначале нужно изменить менталитет взрослых по отношению к собственному здоровью, а потом уже требовать этого от детей. Общество просто направлено в другую сторону. Да, рекламируют и баскетбол, и хоккей, и футбол, но это реклама профессиональных клубов. Хотя на Западе они считаются мощным рычагом воздействия на сознание людей. Только результат будет лишь при охвате идеей 50 % населения – тогда большинство потянет за собой остальных.

– Сколько детей тренируются у вас?

– На тренировки приходят по 2–3 человека из класса – дети, которым действительно интересен баскетбол. Но этого катастрофически мало, считаю. Уже в 9-м классе многие начинают отнекиваться, мол, курсы у них, репетиторы. Выделить 2 часа в день для занятий в спортивном зале никто не желает…

– Неужели не имеет значения тот факт, что учитель еще и замечательный практик?

– К сожалению, это знание не влияет на детей. Однако меня больше расстраивает другое: многие родители моих учеников со мной не здороваются. Ребенок здоровается, а они – нет. И не потому что обиду затаили, просто такая культура – молча проходят мимо… Катастрофа, когда в учителе не видят человека, который может достойно воспитать ребенка. Мы сетуем на низкий уровень знаний сегодняшних абитуриентов, но виновных ищем только в системе образования. Внимание же нужно обратить на семью. Если общество будет отталкиваться от семьи, а не от своих прихотей, тогда что-то реально изменится.

– Все же для своих дочерей вы стали примером. Старшая, Ольга, недавно пробежала Филадельфийский марафон, к финишу пришла 15-й. Екатерина играет в национальной сборной Беларуси по баскетболу.

– Дети всегда были рядом с нами. Супруга во время декретного отпуска вела занятия в техникуме: Олю за руку держала, Катю сажала на шею. Узнавая о спортивных достижениях наших дочерей, бывшие воспитанники жены периодически шутят: «Мы с этими девочками вместе тренировались».

На протяжении четырех лет вместе с другими минскими учителями я работал в частной школе в Болгарии, куда после аварии на Чернобыльской АЭС вывозили белорусских детей на оздоровление. Ольгу впервые взял с собой, когда ей было 11 лет. Катюша поехала, будучи второклассницей, и уже в 3-м классе играла за сборную Бургасской области по гандболу: с центра поля попадала в ворота лучше всех остальных игроков команды. Оля была чемпионкой Бургасской области по кроссу, а в 6-м классе даже участвовала в чемпионате Болгарии среди взрослых. Сейчас она живет в Америке, замужем, растит сыновей.

– А что больше радует вас в работе: когда ученики показывают видимый результат или когда проявляют интерес к занятиям?

– Испытываю искреннюю радость, когда дети занимаются с удовольствием и по собственному желанию. В школе сегодня, по моему мнению, нет условий для взращивания спортсменов. Спорт ушел далеко в своем развитии, а мы топчемся на месте и в силу школьной программы, и в силу детского менталитета.

Знаю, что могу доступно преподать свой предмет даже тем, кто не сильно развит физически. Но ученики в свою очередь должны хотеть получить эти знания. К сожалению, многим на уроке физкультуры проще поиграть в игры на телефоне. Обычная картина – половина класса во время занятия сидит на скамейке. У одних – освобождение по болезни, у других – спецмедгруппа…

– Хорошие педагоги сегодня редкость?

– Не могут все учителя быть педагогами от бога, но тем, кому они встретились на пути, очень повезло. Я сам учился у такой учительницы: она сумела сделать так, что все 25 ее учеников полюбили математику и опирались на нее в дальнейшей жизни. У моей старшей дочери в начальных классах тоже была великолепная учительница. Она заложила основы и понимание того, для чего нужно учиться. Ольга до сих пор не может остановиться: получила в Америке высшее образование в сфере бизнеса, окончила медицинский колледж, курсы тренеров и массажистов, теперь учится на анестезиолога.

Учитель – носитель образовательной идеи для следующих поколений. Если таких носителей становится мало, итог будет соответствующим.

фото Сергея ШЕЛЕГА

 

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Почему бумажные записки на уроке уже не комильфо?

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ