Учитель школы-интерната для детей с нарушением слуха — об эмпатах и переводе стихов на язык жестов

Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с учителем русского языка и литературы ГУО «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха» Юлией Недашковской. В этом учреждении она работает 15 лет.

Имеет три высших образования. Окончила Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка по специальностям сурдопедагог, учитель русского языка и литературы, преподаватель-переводчик жестового языка.

Я и моя семья

Мама всегда была для меня эталоном. 46 лет она трудилась учителем русского языка и литературы в школе-интернате № 13 для детей с нарушением слуха — практически с момента ее открытия. Все восхищались: «Ах, какие уроки дает Валентина Антоновна!» Пять лет мы были коллегами. Я должна была ей соответствовать, дотянуться до ее уровня: искала подходы к детям, чтобы они шли на урок с удовольствием, старалась пробудить в них неподдельный интерес к учебе. До сих пор для педагогов постарше остаюсь Юлечкой, потому что они помнят меня маленькой девочкой. Я видела эту школу совсем другой, до ремонта. А какой сад здесь был! Ученики помогали ухаживать за деревьями, собирали урожай яблок, груш, алычи. В прошлом году сад вырубили — старый стал, но в планах посадить новый.

Я в свое время окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Музыку очень люблю. В моем плей-листе и классика, и рок-н-ролл, и ВИА 1970-80-х. Что слушаю, зависит прежде всего от настроения. Но когда готовлюсь к урокам и пишу планы, всегда звучат песни группы Queen.

Мои дочки — моя гордость. Обе отличницы, умницы, играют на скрипке. Старшая уже в 11-м классе. Планирует поступать на исторический факультет. Любовь к предмету пробудила в ней школьная учительница.

С мужем познакомились на концерте, когда мне было 14 лет, мечтали о семье, детях. Он очень гордится своими девочками, всегда за нас горой. Играет на 12-струнной гитаре, работает сварщиком на заводе.

Я ношу очки. И в детстве меня дразнили очкариком, поэтому приходилось драться, отстаивать себя, ведь ношу очки не потому, что так хочу.

Особенные дети?

Дети с нарушением слуха — это прежде всего дети. Я настолько давно с ними работаю, что не замечаю их отличия от других ребят. Они такие же, как слышащие, только разговаривают руками. Себя в обычной школе не представляю. Хотя мне предлагали. Но как я могу оставить своих ребят?

Слабослышащие дети — очень сильные эмпаты. То есть отлично считывают чувства и эмоции другого человека. Они читают не только по губам, но и по лицам, замечая малейшие изменения как в мимике, так и в каждом жесте собеседника. Мне в классе достаточно бровь поднять, чтобы ученики поняли, чего я от них хочу.

Самая лучшая похвала? Когда у наших учеников спрашивают, какой предмет у них любимый, и они называют русский язык и литературу, а также мое имя. Это и есть самая лучшая в мире похвала для меня!

Жестовый язык — очень конкретный. В нем нет абстракций, поэтому отвлеченные понятия или образы очень сложно показать, ведь нужно донести смысл. Вот, например, строки из стихотворения Фета: «Над безбрежной жатвой хлеба / Меж заката и востока / Лишь на миг смежает небо / Огнедышащее око». Как перевести? Но еще сложнее с поэтами Серебряного века. Взять хотя бы «фиолетовые руки на эмалевой стене» из произведения Валерия Брюсова. Как это показать и объяснить? В этом и заключается моя работа.

Алфавит в жестовом языке, как и в русском, содержит 33 буквы, есть и мягкий, и твердый знаки. Но есть такие жесты, которые обозначают целое слово или действие. Этот язык развивается, меняется, как и любой другой. Я никогда не говорю, что знаю его идеально. Второй год веду курсы по изучению жестового языка для наших педагогов-предметников и сотрудников школы. Обиходные жесты они знают, но есть специальные, необходимые учителю истории, биологии, физики…

 Увлечения и ценности

Три книги, которые всегда на моей тумбочке: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» Булгакова и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. Их я могу открыть в любом месте и с удовольствием перечитывать.

Одуванчики – единственные цветы, которые я люблю. Ни одна весна не обходится без букетика этих желтых солнышек.

Есть мечта — прыгнуть с парашютом. Я бы прыгнула! Точно! Хочется испытать новые ощущения и победить страхи!

Три года назад самостоятельно начала изучать английский язык. У меня есть замечательное приложение на телефоне, которое очень помогает.

Сейчас готовлюсь к получению высшей категории, для этого пишу работу, в которой обобщаю свой опыт педагогической деятельности, заостряю внимание на проблемах при работе с детьми с нарушением слуха.

Занимаюсь рукоделием: вяжу спицами и крючком. Вот шапочку и манишку недавно для дочери смастерила. Год назад освоила вязальную машину, которая досталась мне в наследство от тетушки.

Если бы я выиграла большие деньги? У меня есть идея открыть ресторан или развлекательный центр для людей с нарушением слуха. Это было бы круто! Ведь их плохо понимают в таких заведениях. Да, у них есть свой дворец культуры, но ведь это не всегда удобный формат общения.

Подготовила Марина ЖДАНОВА

Самое читаемое