Школьники 1970–1980-х, ныне взрослые, наверняка помнят шутливую песенку про папу, который силен в математике и учится за Васю весь год. Точнее, это были частушки, а пел их ученик начальных классов Денис Кораблев, не проявлявший заметных способностей ни в математике, ни в песенном жанре, что, впрочем, не мешало ему оставаться весьма симпатичным малым и любимцем зрителей – как школьников, так и их родителей.
Но разговор не о том. В этой песенке был заложен сатирический смысл, понятный всем детям. Мол, как это стыдно, когда за тебя учатся родители или кто-то другой, когда ты ходишь в школу не за знаниями, а за незаслуженными отметками.
Видимо, и во времена нашего детства встречались такие случаи, иначе не появились бы эти частушки. Но подобная практика не была широко распространенной. Много ума не требовалось, чтобы выдать за свою домашнюю работу решенные родственниками примеры и задачи, написанные ими сочинения. Но и родители, и в большинстве своем ученики прекрасно понимали: первый же диктант, школьное сочинение или контрольная по математике – и подложные знания будут обнаружены. Вот уж где позора не оберешься!
О том, чтобы студенты вузов покупали курсовые или дипломные работы, и речи не было. Во всяком случае, мы были не в курсе подобных сделок. За все учебные заведения и за всех студентов, конечно, ручаться не могу. Но знаю не понаслышке, что даже элементарные сообщения, доклады, обзоры как «физики», так и «лирики» писали, проштудировав кучу литературы в «Ленинке» (так называли самую крупную столичную библиотеку имени Ленина) или институтских книгохранилищах.
Да, не все такие работы были оригинальными: некоторые студенты выписывали целые абзацы, а то и страницы из разных научных трудов и компилировали их в единое целое. Но все-таки работали над ними сами, а значит, что-то в головах оставалось. Поэтому и на защите этих работ не очень боялись упасть в грязь лицом.
Впрочем, если бы в те годы мы имели нынешние коммуникативные возможности, скорее всего, многое в этом плане и тогда было бы по-другому.
Но некоторые современные тенденции просто поражают своей откровенностью…
Давно уже в среде студентов не считается зазорным покупать дипломные и курсовые работы, особенно для тех, кто поступает в высшие или средние специальные учебные заведения чисто для галочки: абы диплом был. И, похоже, таких учащихся становится все больше, особенно на заочных отделениях: они уже где-то работают и по специальности трудиться не планируют. Собственно говоря, это их выбор. Или просто расчет на то, что, имея диплом, можно продвинуться по карьерной лестнице или стать выше в глазах начальства и сотрудников. Даже несмотря на то, что знаниями и умениями эта «корочка» не подкреплена.
В какой-то мере стимулируют эту тенденцию и преподаватели. Видимо, педагогов старой формации, принципиальных, бескомпромиссных, о которых рассказывали мне мои родители, которые в большинстве своем встречались и на моем пути, становится все меньше. Упаси бог, не хочу никого обидеть или упрекнуть: видимо, жизнь сама меняет правила игры. Ну в самом деле, стоит ли преподавателю проявлять принципиальность, портить нервы себе и студенту, если тот попросту покупает и учебу, и диплом: занимается на платном, покупая курсовые и контрольные, кое-как сдает зачеты и экзамены, лишь бы перевели на очередной курс… Ну а педагог при этом имеет шанс подработать.
Совсем недавно сын приятельницы – заочник готовился к очередной сессии. Нельзя сказать, что не читал учебники, не решал какие-то задачи. Но курсовую решил заказать кому-то за определенную плату. Самое интересное, парень признался, что номер телефона трудяги, к которой обратилось большинство учащихся их группы, дала… сама преподаватель: мол, не напрягайтесь, вам все напишут, останется только прочитать.
Уже на сессии он узнал от другого студента, что одаренная и плодовитая автор курсовых работ – родственница педагога. Так что защита прошла без проблем.
Не берусь строить прогнозы, но в таких условиях судьба нашего «верхнего» образования, которое и так вызывает немало нареканий, находится под угрозой…
…В одной из недавних передач «Что? Где? Когда?» знатоки не справились с одним вопросом. На фото – странная картинка: на стенах здания в несколько этажей висят какие-то люди, заглядывающие в окна, целая толпа собралась и возле строения. Кто эти люди и почему они так себя ведут?
Оказывается, так выглядит ход экзаменов в одном из штатов Индии. Друзья, родители и родственники подростков пытаются добраться до окон классов, чтобы подсказать ответ или передать шпаргалку.
Как я потом узнала из Интернета, масштабы подсказок и списываний в этом штате стали рекордными. Местные органы образования на время экзаменов усилили присутствие полиции в школах, чтобы предотвратить случаи мошенничества. Но и это, похоже, не помогает. Стражам порядка порой приходится бегать за родителями учеников и отбирать у них шпаргалки. Сотни подростков, «взятых с поличным», отправлены на осеннюю пересдачу…
У нас, надеюсь, до этого не дойдет. Не может, не должно скатиться наше образование в такую пропасть. Но факт остается фактом: частушки на тему «Папа (дядя, тетя) решает, а Вася сдает» сегодня смеха не вызывают, потому как превратились в самую что ни на есть обыденную реальность.