Удобна ли для движения новая велодорожка на проспекте Дзержинского

На пр. Дзержинского проложили новую велодорожку. Корреспондент агентства «Минск-Новости» протестировала ее вместе с председателем правления Минского велосипедного общества Евгением Хоружим.

В прошлом году был репортаж о том, что одна из главных магистралей Минска — пр. Дзержинского — является тем еще испытанием для горожан, пересевших на велосипеды. Высокие бордюры, отсутствие наземных переездов и специальной разметки на тротуаре. Нынешней весной решили кое-что из перечисленного исправить. Например, разграничить потоки водителей байков и пешеходов яркой белой полосой, разместить на проспекте соответствующие дорожные знаки, сделать более комфортным пересечение проезжей части. Посмотрим, что в итоге получилось.

Этим летом протяженность велодорожек в Минске стала больше на 8 км.

Такой прирост, сообщили в администрации Московского района, произошел благодаря преображению пр. Дзержинского. На его широких тротуарах месяц назад появилась разметка, указывающая на то, что и у пешеходов, и у водителей байков теперь свои пути-дорожки. Но они все же пересекаются, и в очень неудобных точках. Например, у каждого остановочного пункта или подземного перехода велотрасса прерывается. В этих местах на поверхность тротуара нанесли знак, который, по словам Евгения Хоружия, в народе именуют зубами акулы. Белые треугольники в ряд обозначают: дальше на дороге король — пешеход. Ему приоритет, поэтому двигаться на двухколесном транспорте следует предельно осторожно. Чем это обусловлено? Не всегда можно успеть вовремя заметить пешехода. Тогда конфликт на дороге неизбежен.

— В таких случаях велодорожку следует немного отвести в сторону, направив поток велосипедистов и самокатчиков на безопасное расстояние. Ведь проблема не в том, что на тротуаре людям не хватает места, а в том, что они не знают, как им правильно двигаться, — говорит Евгений.

Он приводит пример. Это сейчас пешеходную зону пр. Независимости сложно представить без белой разделительной полосы. А когда-то там не было велодорожки. Вначале на тротуар нанесли лишь знаки, изображающие байк. Они намекали, мол, лучше ездить вот тут. Однако пешеходы всё равно продолжали занимать весь широкий тротуар.

— Но когда появилась разграничительная линия, гуляющие исчезли с велодорожки. Притом на следующий день! Чему я приятно удивился, — вспоминает Евгений.

Мы движемся в сторону пл. Богушевича. По пути встречаем переезды с пониженными бордюрами. В некоторых местах, где дорожка пересекается с проезжей частью, она становится зеленой. Я называю эти отрезки пути коридорами счастья. На них не надо спешиваться, да и перепадов в виде бордюров нет. Таких мест на проспекте стало больше. И это не может не радовать. Кстати, впереди еще один — через ул. Хмелевского. Как раз загорается зеленый свет, и я планирую с ветерком пересечь проезжую часть. Заранее смотрю по сторонам, чтобы не наткнуться на зазевавшегося водителя авто. Вижу, что путь свободен, разгоняюсь. За секунду до пересечения переезда вдруг понимаю: на месте бордюра огромная и глубокая дыра. Если в нее попасть, можно остаться без колеса и кубарем перекатиться через дорогу. И я в нее со свистом попадаю!

Свист — от моих покрышек и экстренного торможения. Ух! Вроде остаюсь на сиденье, но заднее колесо лопается. Всё, дальше я пешеход…

Обидно: вроде инфраструктуру создают именно для комфортного передвижения, но, как оказалось, велосипедиста подстерегает опасность там, где ее совершенно не ждешь.

Мы подходим к месту моего прокола. Евгений предполагает: работы по понижению бордюра здесь завершены. Произведены некачественно — нижнюю прослойку земли снесло дождем. Просели плитка и свежеуложенный асфальт. Евгений порекомендовал мне использовать велосипедные покрышки с антипрокольным слоем.

Решаем всё же дойти до конца запланированного маршрута. В районе 1-го кольца замечаем несколько авто, оставленных прямо на велодорожке. Оказывается, через велотрассу организовали заезд с проспекта на парковку бизнес-центра. И он здесь никак не обозначен. Некоторые водители бросают своих железных коней прямо на пути велосипедистов. Евгений подчеркивает: такая картина тут постоянно.

— Какие еще недостатки у Дзержинки?

— Надо понимать, что проспект проектировался как крупная автомобильная магистраль, поэтому на нем много подземных переходов. Постоянно опускать-поднимать велосипед по ступенькам физически сложно. Водители байков все время чувствуют себя участниками дорожного движения второго сорта. Буквально несколько таких проблемных мест перечеркивают удовольствие и рациональность поездки на экологичном транспорте. В этом случае достаточно сделать дублирующие наземные переходы — установить светофоры там, где их еще нет.

— Сейчас подходим к самому нелюбимому моему участку, — комментирую я наш плавный переход к ул. Немиге через пл. Богушевича.

— Это проблемный участок для всех велосипедистов, — улыбается Евгений. — Трассу для байков прерывают. Надо приноровиться, чтобы пересечь кольцо. Сейчас тут вовсю работает строительная техника. Есть вероятность, что пешеходную дорогу расширят. Но опять-таки, тот проект реконструкции площади Богушевича, который нам попадал в руки, не предполагает кардинальных изменений для водителей байков. Конструкция кругового перекрестка сама по себе съедает очень много места. Да, сейчас здесь огромный поток машин. Но когда достроят 1-е транспортное кольцо, большой процент этого трафика уйдет по нему. Перекресток разгрузится. Просто нет смысла делать его таким огромным. Подобрав более компактный его тип, освободившееся место можно было бы отдать пешеходам, организовав удобные наземные переходы. Мы понимаем: когда откроют метро, попасть на противоположные улицы получится, только спустившись под землю. Это заблуждение, что велосипедисты просто катаются. Они ежедневно добираются на работу, учебу. И любые препятствия делают путь долгим и сложным.

— Стоит ли тем, кто пересел на байк, ожидать в ближайшее время хороших новостей о развитии городской велоинфраструктуры?

— Нам бы хотелось продлить существующую дорожку на ул. В. Хоружей. Это первая в Минске велополоса, выходящая на проезжую часть. Посчитали: в прошлом году ежедневно ею пользовались минимум 600 человек. В планах — продолжить ее хотя бы до ул. М. Богдановича, — сказал Евгений.

Справочно

Во многих странах в период пандемии организовали на автомобильных трассах временные велодорожки. Например, в Берлине. Людям во время эпидемии психологически проще добираться до работы или учебы не на общественном транспорте, а на байке.

Фото автора и Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ