«Уехать от серой обыденности на танке». Откровения минчан, преодолевших зависимости
Признать факт наличия у себя той или иной зависимости — первый шаг на пути к избавлению от нее. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с горожанами, которым удалось победить алкогольную, пищевую и игровую зависимости.
Личность формирует окружение
Одна из самых распространенных причин, по которой люди остаются без крыши над головой, — пристрастие к спиртному. Именно так случилось в жизни бывшего бездомного Игоря Пронько.
Вместе с матерью и старшим братом Игорь переехал в Минск в 1972 г. после развода родителей. В школе он хорошо учился, занимался спортом, затем поступил в Минский радиотехнический институт. После его окончания устроился на завод — по тем временам там платили приличную зарплату. Вскоре женился на красивой и порядочной девушке. Она проживала по соседству. В 1988 г. у супругов родился сын. Кажется, вот оно, счастье. Однако зачастую личность формирует ее окружение. На заводе Игорь начал выпивать.
— Это привело к тому, что в конце 1990-х я ушел из семьи, оставив жену и 10-летнего сына, — рассказывает он. — До ноября 2004-го я жил у мамы, все это время пил. Еще в начале 1990-х мне предлагали уехать за границу. Надеялся начать новую жизнь в чужой стране. Но для этого нужны были деньги. Я настоял, чтобы мама разменяла двухкомнатную квартиру в центре города и часть суммы отдала мне. Так у меня на руках оказалось около 7 тыс. долларов. Но вот сил куда-то ехать уже не было. В итоге деньги я потратил примерно за полтора месяца. Половину из них украли, когда я находился в нетрезвом состоянии: первый раз в одной из гостиниц Минска. Второй — когда не рассчитался с человеком, занимавшимся частным извозом, хотя деньги были. Он ударил меня и, пока я приходил в себя, снял кожаную куртку, в которой было около 500 долларов. Номер машины я не запомнил, но это теперь не важно.
Игорь считает, что именно эти обидчики способствовали его становлению на верный путь. Хотя дорога была тернистой.
В декабре 2004-го собеседник оказался на улице, а в январе попал в Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства.
— Прожил там только до апреля. Попросили покинуть заведение: периодически приходил нетрезвым, пытался проносить алкоголь.
К слову, в приюте с Игорем произошло событие, оказавшее существенное влияние на его жизнь.
— Я познакомился с Сергеем, — рассказал бывший бездомный. — Сперва показалось, что он не в своем уме: часто стоял в туалетной комнате у стенки возле умывальников и что-то бормотал. Потом он объяснил, что молился.
Новый знакомый рассказал Игорю и о реабилитационных центрах для зависимых от алкоголя и наркотиков при христианских церквях и предложил поехать в один из них. Такая перспектива не улыбалась Игорю.
После ухода из Дома ночного пребывания мужчина жил в основном на улице, спал в подъездах и зарабатывал на жизнь тем, что просил возле магазинов деньги.
— В один момент, в августе 2007 г., когда я в очередной раз просил деньги на алкоголь, вижу, идет мне навстречу тот самый Сергей из Дома ночного пребывания. Мы с ним поговорили, он дал мне адрес церкви, при которой находился реабилитационный центр. Туда я и отправился. А в январе 2008 г. стал другим человеком.
Новое окружение протянуло Игорю руку помощи, а вера стала ориентиром. После реабилитации мужчина продолжил ходить в церковь, принял крещение и устроился на работу.
— Я благодарен Богу за все, что со мной произошло, и за его милость ко мне. Благодарен всем людям, которые помогли, — говорит Игорь.
К слову, Игорь также старается помогать людям в церкви и на улице. Мужчина убежден, что всегда есть возможность признать свои ошибки и обратиться за помощью.
«Мне до сих пор снится еда»
Как рассказала Анастасия Тарасун, при пищевой зависимости человек ест, чтобы получить положительные эмоции, почувствовать себя в безопасности. Героиня страдала недугом с детства.
— В 7 лет у меня были проблемы с лишним весом, — поделилась Анастасия. — Была пухленьким ребенком. С каждым годом становилось только хуже, и к 16 годам уже весила 127 кг. Впрочем, до этого меня лишние килограммы не беспокоили, да и со стороны сверстников не было насмешек. Другое дело, что, как и всем девушкам, мне однажды захотелось любви, отношений. Но мальчики со мной только дружили.
Девушка призналась, что еда была для нее своеобразным успокоительным — во время приема пищи она чувствовала себя защищенной. Как-то во время одного из семейных застолий Анастасия объелась до такой степени, что ей стало очень плохо. Именно тогда старшеклассница поняла: надо что-то менять. Утром следующего дня девушка начала придерживаться жестких ограничений.
— Диета пошла хорошо, — отметила Анастасия. — Я исключила сахар, мучное и жирное. Уже к выпускному вес был на отметке 109 кг, а к концу лета снизился до 89 кг. Тогда у меня появились первые отношения, любовь. А также новые проблемы.
Девушка ежедневно взвешивалась и ругала себя за лишние съеденные 100 г: на тот момент ее рацион состоял из трех ложек овсяной каши на завтрак и йогурта на ужин. Наступил момент, когда Анастасия не выдержала и стала есть так же, как и раньше. Килограммы вернулись. Спустя два года она снова решила взять себя в руки. Занялась спортом, начала придерживаться правильного питания. После похудения жизнь девушки кардинально изменилась.
— Из закомплексованной девочки я стала уверенной в себе девушкой, познакомилась с отличным парнем, у нас родилась чудесная дочь. Теперь любая одежда сидит на мне красиво, уверенно себя чувствую на улице и пляже. А когда люди узнают мою историю, восхищаются. Правда, до сих пор бывают искушения: похудеть один раз на всю жизнь невозможно, это ежедневная борьба. Иногда мне снится, как я ем торты и запиваю их сладкой газировкой, — рассказывает Анастасия.
Уехать от серой обыденности на танке
Дмитрий Ковбеня провел у экрана компьютера, сражаясь в виртуальных поединках, немало времени.
— Играть начал с детства — с того момента, как отец привез из Москвы восьмибитную приставку, — объяснил Дмитрий. — Правда, тогда родители не позволяли мне проводить много времени за игрой: мол, посажу кинескоп, испортится зрение.
Став старше, Дмитрий познакомился с компьютерными играми. Более того, увлекательному времяпровождению уже не препятствовали родители, и собеседник полностью ушел в «мир танков». Дмитрий вспоминает, что погружение в игру было настолько сильным, что нередко даже базовые потребности в сне и отдыхе уходили на второй план.
— Сутками сидел, но вот уже пять лет как не играю. Отлегло и больше не тянет.
Зависимость ушла после знакомства с будущей женой. В тот момент Дмитрий понял, что главное в жизни — семья. По сей день именно стремление быть хорошим мужем и отцом побуждает минчанина усердно работать, развиваться.
Смотрите также: