Уличные музыканты: «У нас нет коммерческой цели, играем для настроения горожан»

Они собирают целые… хотелось бы написать «стадионы», но пока только подземные переходы. Их имена мало кому известны, но пройти мимо, когда они играют, невозможно.

Этот рассказ о трех молодых людях, которых объединила музыка, а свела улица. Студент 5-го курса филологического факультета БГУ Игорь Лосицкий, владелец интернет-магазина Денис Бородич и работник этого же магазина Александр Жилич. Игорь играет на перкуссии (ударный инструмент), Денис – на гитаре, Александр – на саксофоне.

– Я сидел в подземном переходе и играл, когда подошел Денис. Послушал, сказал: «Ух ты!» – и предложил помузицировать вместе, – вспоминает первую встречу Игорь. – Когда услышал его исполнение, также не смог сдержать восхищения. Затем Денис пригласил Александра, с которым они уже исполняли знаменитые джазовые композиции. Так возникла группа.

Для ребят улица – большая сцена, где можно представить свое мастерство на суд жителей и гостей города. При этом у прохожих есть выбор – пройти мимо или задержаться; насладиться или закрыть уши; отблагодарить –улыбкой, словом или даже рублем. Игорь считает, что дети – лучшие индикаторы качества исполняемой музыки. Если они остановились и начинают двигаться ей в такт, значит, услышали что-то достойное.

Молодые музыканты играют в основном известные джазовые композиции, а также много импровизируют.

– Главное в этом деле – внимательно слушать друг друга, – отмечает Александр. – Кто-то начинает, к нему подключаются остальные. Так рождается новая мелодия, которая звучит, пока у музыкантов не заканчиваются силы.

Случалось, что какая-нибудь подвыпившая компания заказывала исполнить русский шансон или блатную песню, но молодые люди тактично замечали, что это не их репертуар, и пытались заинтересовать своим искусством.

Самый большой страх для уличного музыканта – встреча с представителями органов правопорядка. Это случалось и с нашими героями, но все заканчивалось благополучно: без путешествий в отделение милиции и прочих неприятностей. Чаще всего мужчины в погонах замечали: «Вы, ребята, хорошо играете. Мы сами бы послушали, только ведь… не положено».

«Почему не положено?» – задаются вопросом молодые люди. Ведь они не нарушают порядок, не сорят, не призывают ни к чему плохому.

– Кто ходит в переходы за заработной платой, тех чаще всего можно узнать по неопрятной одежде, нездоровому виду, скудному репертуару и даже непопаданию в ноты, – говорит Игорь. – У нас коммерческой цели нет. Если кто отблагодарит, то это уже дарение. Этих средств хватает на поддержание инструментов в порядке: купить струны, трость, кожу на барабан.

Во всем мире для уличных музыкантов определены места, где они могут свободно музицировать.

Самые лучшие места для культурного самовыражения, по мнению ребят, – центр города (от пл. Якуба Коласа до пл. Независимости), район ул. Немиги, парки, скверы, немноголюдные подземные переходы.

– Важен еще эффект неожиданности, – говорит Александр. – Люди возвращаются с работы уставшие, погруженные в свои мысли, а наша музыка хоть на мгновение, но пробуждает их, настраивает на позитив. Когда ты видишь улыбку, озарившую лицо прохожего, сам испытываешь радость от сопричастности с этим волшебством.

Наступивший год объявлен Годом гостеприимства. Как известно, туристам всегда интересно познакомиться с творчеством уличных артистов – музыкантов, актеров, фокусников, художников… Ребята ратуют за то, чтобы в Минске было больше площадок, где такие люди могли бы себя показать.

Фото из архива музыкантов невтерпеж 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ