Унесенные творчеством: чем живут белорусские хендмейдеры

В Беларуси много мастериц, делающих удивительные кулончики, сережки и кольца своими руками. В каждое творение автор вкладывает душу и прилагает для этого немало усилий. Чего стоит создание качественной дизайнерской вещи, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Поэзия металла

Анастасия Фененко работает с медной и латунной проволокой и полудрагоценными камнями, создавая винтажные гребни для волос, серьги, броши и браслеты, а также зеркала в кованой оправе. Сейчас ваяет подсвечники в старинном стиле.

Я всё делаю сама и без специального оборудования. На создание одной вещи уходит минимум 5 часов, а над сложной композицией можно и сутки просидеть. И это еще без учета времени на закупку и сортировку материала, разработку идеи. Но я считаю, что для хобби всегда найдутся время и силы, — говорит автор.

По образованию Анастасия инженер-электромеханик. А вот ее родители —  люди творческие, художники. Всё детство она рисовала и занималась музыкой. Как пришла к хенд-мейду? Как-то раз рассыпались любимые бусы — решила починить их сама. И увлеклась.

В ее изделиях много металлических штрихов и замысловатых узоров, они напоминают сложные механизмы.

Всё, что я делаю, очень женственное. Вдохновляет меня матушка-природа, ее совершенство. Мастеру нужно лишь увидеть эту первозданную красоту и передать ее в своих работах, — уверена Анастасия.

Она не занимается своим продвижением в соцсетях, как делают сейчас многие. Зато участвовала в фестивале национальных культур. Говорит, выходить на городские ярмарки, конечно, хорошее дело, но большой финансовой выгоды от них нет.

 

Молодому хендмейдеру, который ориентирован на продажи, нужно сразу иметь внушительную коллекцию вещей и их качественные фото. Потому как конкуренция довольно большая, — отмечает дизайнер. — Вообще советую перед тем, как начать пиариться, сперва подарить что-то из своих творений лучшей подруге, чтобы проверить реакцию. Мне, например, именно близкие люди подсказывали, в каком направлении двигаться.

— Как бы порой ни было трудно, я счастлива, что мое творчество приносит кому-то радость, положительные эмоции. Это хорошо стимулирует, — подытожила Анастасия.

Соло на глине

А вот Анна Добриян начинала свой творческий путь с создания изделий из полимерной глины.

Я не могу долго заниматься одним делом, поэтому была в поиске чего-то новенького. Так пришла к меди. Пересмотрела уйму мастер-классов, изучила разные техники обработки металла и стала сочетать его с пластиком, стеклом, натуральными камушками. Сегодня в работе использую методы ковки и пайки изделий, — объясняет она.

Но и на этом Анна не остановилась. Недавно увлеклась керамикой — делает посуду, наборы для ванной, сувениры, а также кабошоны и вставки для украшений.

Времени, конечно, уходит много, но я стараюсь всё успеть, несмотря на то, что у меня семья, дети и в сутках только 24 часа. Часто жертвую сном — если уж пришла в голову идея, то, пока ее не реализую, не успокоюсь, — с улыбкой признается собеседница.

Одни художники отображают в своих произведениях космическую тему, другие экспериментируют с геометрическими формами, абстракциями, а вот Анне по душе животный и растительный мир.

Как появляются идеи? Во время прогулок по парку, например, и наблюдений за природой: птицами, деревьями, цветами. Жаль, у меня не хватает мастерства, чтобы более реалистично передавать красоту окружающего мира, — отмечает она.

Рассказывает, что лепка из полимерной и природной глины имеет свои особенности. Для первой важна чистота, отсутствие пыли. Для второй нужно много стеков разных размеров. Есть разница и в термической обработке. Пластиковым изделиям хватает обычной духовки на кухне, а для природной глины нужна печь, которая может разогреваться до 1 000 градусов.

Создание качественной дизайнерской вещи — процесс не только трудоемкий, но и затратный. Глазурь, камни, фурнитура — всё стоит немалых денег. Да и найти их порой нелегко, приходится заказывать из-за рубежа. Тем не менее я уверена: рынок хенд-мейда у нас развивается и любой мастер при желании может стать успешным на родине. Начинающим хендмейдерам советую делать качественный продукт, не скупиться на материалы. Пусть будет пять кулонов, а не пятьдесят — зато качественных, — говорит собеседница.

В планах у Анны — участие в выставках авторских изделий. В Минске это «Млын». Недавно состоялась современная ярмарка авторских подарков Sarafan. Только и успевай следить за новостями в этой сфере.

Вторая кожа

Есть люди, которые бросают офисную работу и начинают заниматься действительно интересным для себя делом. Это здорово, хотя шаг рискованный, и на него трудно решиться. Мало кому из белорусских дизайнеров сие удается — часто дизайн остается лишь хобби и не приносит большого дохода. Но не для Юлии Ромель.

Всем материалам она предпочитает долговечную кожу. Броши мастерицы похожи на большие морские цветы. Лепестки настолько реалистичны, что кажется, будто они двигаются.

Мои работы предназначены для женщин. Но я планирую делать различные украшения и для мужчин, они ведь тоже их носят, — отмечает она.

Творчеством стала заниматься в декретном отпуске. Признается: с рождением ребенка пришло вдохновение.

Ее изделия проходят несколько этапов. Чтобы придать объем коже, Юлия обрабатывает ее клеевым составом, затем сушит. Остается собрать цветок, умудрившись вклеить в сердцевину, например, композицию из камней.

В Беларуси рынок хенд-мейда стремительно развивается. Но, к сожалению, покупателя не всегда удается здесь найти. Часто заказы на мои творения делают граждане других государств, — отмечает автор.

По ее словам, доход от хенд-мейда превышает среднестатистическую зарплату.

Так что не соглашусь, что заработать в этом деле невозможно, было бы желание и упорство, — считает собеседница.

Молодым хендмейдерам она советует активно участвовать в выставках-ярмарках, чтобы не только продать результат своего творческого труда, но и заявить о себе, познакомиться с коллегами.

Фото из архива дизайнеров

Самое читаемое