Уникальные артефакты представлены в Музее истории древнебелорусской культуры НАН Беларуси

Музей научный совсем не скучный. Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в Музее истории древнебелорусской культуры НАН Беларуси.

Рожденный в любви

Здесь можно познакомиться с уникальными коллекциями, признанными национальным достоянием: сакральной живописью, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства (посудой, тканями, предметами интерьера), национальным костюмом; открыть для себя совершенно новые, малоизвестные страницы истории и культуры.

Музей истории древнебелорусской культуры НАН Беларуси основан в 1977-м, а официально открыт в мае 1979 года. Вырос он из любительской группы при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР, которая на чистом энтузиазме занималась в 70-х годах прошлого века сбором и изучением материалов, связанных с белорусской историей, культурой и искусством. Постепенно это «движение» превратилось в одно из направлений деятельности института.

Под артефакты, которые привозили ученые из разных уголков Беларуси, выделили и приспособили отдельное помещение в 600 кв. метров. Сегодня музей и его фонды насчитывают около 30 тысяч единиц хранения: этнографических, исторических, археологических, художественных. Ежегодно прибавляется по 50–100 экспонатов. Каждый артефакт подвергают консервации и реставрации, чтобы сберечь его как можно дольше.

Впервые среди белорусских музеев именно здесь применили кассетную систему хранения. Ее суть в том, что артефакты хранятся на специальных платформах (кассетах): на каждой указано ее содержимое. После нажатия кнопки кассета выдвигается, предоставляя нужный предмет. Это позволяет не травмировать при отборе и поиске остальные.

Первым делом — наука

Наш музей, как и остальные, выполняет функцию хранения и просвещения. Но его особенность в том, что прежде всего это научное учреждение, располагающее богатым материалом для исследований историков, этнографов, искусствоведов, — рассказывает директор Музея истории древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат искусствоведения Борис Лазуко. — Наши сотрудники ежегодно отправляются в экспедиции в самые разные уголки Беларуси, участвуют в раскопках, прибегают к услугам работников отделов культуры райисполкомов и сельских советов, знакомых местных информаторов, чтобы найти новые экспонаты.

Сокровища музея востребованы как белорусскими исследователями, так и их коллегами из Польши, Украины, России, Прибалтики. Например, недавно из Киева обращались специалисты, изучающие историю униатства, с просьбой ознакомиться с хранящимися у нас предметами, имеющими отношение к одному из основателей греко-католической церкви Кириллу Терлецкому, епископу Луцкому и Острожскому.

Преданья старины глубокой

В выставочных залах (всего их в музее три) представлена лишь небольшая часть собранных с 70-х годов прошлого века раритетов. Но и их так много, что, наверное, не хватит дня, чтобы рассказать о каждом. Рядом с Борисом Андреевичем молчаливые экспонаты на наших глазах вдруг оживают, и просто дух захватывает, сколько поразительных историй и тайн они хранят.

Археологическая коллекция представляет материальную культуру белорусов от каменного века до позднего средневековья.

Артефакты с разных стоянок, поселений, захоронений, как фрагменты мозаики, создают картину жизни далеких предков. Вот огниво (крэсива), с помощью которого добывали огонь. Вот наконечники копий, арбалетных стрел, которые служили мужчинам для охоты и защиты от непрошеных гостей. А вот писа̀лы: ими пользовались для записей на воске, который наносили на специальную доску.

Посмотрите, какая тонкая ювелирная работа отличает все кольца, серьги, браслеты, нательные кресты-энколпионы, — обращает внимание Б. Лазуко.

— Назначение некоторых предметов нами окончательно не выяснено до сих пор. Вот костяной кубик, найденный при раскопках в Минске: на нем четко прослеживаются фрагменты евангельских сцен. Для чего он? Для игры? Но это плохо совместимо с содержанием рисунков. Лично я предполагаю (учитывая, что узор достаточно глубокий), что кубик использовался для штампа, который ставился на кожаных поясах, обязательном элементе монашеской одежды.

Уникальный артефакт — вот эта костяная пластина с насечками по краям, по форме напоминающая сердце. Подвеска? Амулет? Но она довольно массивная для оберега или украшения. Выдвигаются разные версии. Я, например, не исключаю, что это предшественник современного календаря. Засечки, возможно, оставляли для запоминания интервалов времени.

По одежде читают

Изделия из керамики, стекла, соломы, куклы для батлейки, самотканые ковры — этнографический зал дает представление, каким был быт, материальная культура белорусов XVIII–XX веков.

Музей располагает богатейшей коллекцией народных костюмов. Второй такой (а она состоит из 100 аутентичных комплексов, собранных со всей территории Беларуси) нет нигде в мире. Из всего многообразия Борис Андреевич обращает внимание на уникальный костюм из деревни Неглюбка Ветковского района. Там молодые женщины еще в XVIII веке специальным образом подтыкали юбку по бокам.

В профиль такая модница очень напоминает силуэт аристократки XIX века, в платье с турнюром (модным приспособлением в виде подушечки, которая подкладывалась ниже талии под платье, делая фигуру более пышной). LK2A4352 и LK2A4526

В Беларуси женщины одевались зачастую так, чтобы комфортно чувствовать себя и при выполнении работы по хозяйству, и дома с детьми, и в церкви. Но повседневная одежда, конечно, отличалась от праздничной, была более скромной, с менее богатым декором, — отмечает Б. Лазуко. — Костюм молодой белоруски отличался от одежды замужней, зрелой женщины. Девушка могла идти с непокрытой головой, в качестве украшения ей позволялось надеть венок, вплести ленты в волосы.

А вот после замужества волосы полагалось прятать под платок или чепец.

На традиционном белорусском женском костюме не допускались элементы, выполненные из соломы: в качестве украшений это означало непристойность поведения. Ни одна женщина в здравом уме не надела бы обруч на голову, браслет или серьги из этого материала. На пристойность, порядочность, хозяйственность мужчины указывал пояс — обязательный элемент национального костюма представителей сильного пола.

Декоративный орнамент служил оберегом, им украшали манжеты, ворот, подол одежды. Узор на костюме — это глубокая фиксация представлений человека о мире и о себе. Но объяснить каждый элемент вышивки, как это часто пытаются сделать сегодня, на самом деле невозможно.

Минуты тишины

В третьем зале можно познакомиться с сакральной живописью, скульптурой и предметами культа. Музейная коллекция икон XVI–XIX веков самая крупная в стране: она насчитывает около тысячи экземпляров.

Икона — канонический предмет. Канон меняется, но не так стремительно, как мода, — говорит Борис Андреевич. — Белорусские иконописцы до XVIII века, как правило, не использовали так называемые прориси или кальки — контурные рисунки, выполненные с оригинала, которые затем прикладывали к поверхности доски или холсту и переводили изображение. Поэтому в сравнении с российской наша иконопись ближе к импровизации. Душа мастера (часто не получившего специальной подготовки) воплощалась в его работе очень непосредственно. Многие иконы можно отнести к так называемому наивному искусству, но с соблюдением церковной традиции.

В 2014 году в музее впервые в Беларуси провели расслоение иконы «Вознесение Христова». Десятки лет она находилась в фондах. Во время ее реставрации рентгеновские снимки проявили под верхним слоем другой сюжет — «Покров Богородицы», выполненный в начале XVIII века. Сейчас трудно сказать, почему икону в свое время переписали и прежнее изображение в конце XVIII — начале XIX века заменили новым. После консультаций со специалистами из России и Сербии белорусские реставраторы в течение полутора лет занимались расслоением иконы. Им удалось сохранить все слои сакральной живописи, а снятый верхний перенести на твердую основу.

В коллекции музея есть несколько уникальных икон, которым и легенды, и даже исторические документы приписывают чудотворные явления. Одна из них — копия XVII века, выполненная с исчезнувшей иконы Матери Божьей Одигитрии Белыничской.

Во время экскурсий я порой прошу посетителей на минуточку замолчать и задуматься над тем, сколько людей молились, о чем-то просили, стоя перед этими иконами, — делится Б. Лазуко. — Эти мгновения тишины очень дороги. Мне кажется, каждый в это время, задумываясь о себе, своей жизни, приобщается к вечности.

Неудивительно, что на достаточно распространенный вопрос «Сколько это стоит?» по отношению к экспонатам музея Борис Андреевич, не кривя душой, чаще всего отвечает: «Это бесценно».

Справочно

Музей истории древнебелорусской культуры НАН Беларуси располагается по адресу: ул. Сурганова, 1 к. 2. Работает по будням с 9:00 до 17:30. Экскурсии по предварительной записи: 284-18-82.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

ТОП-3 О МИНСКЕ