Урок в операционной. Как учащиеся гимназии №12 провели 1 сентября

Необычно прошло 1 сентября у десятиклассников столичной гимназии № 12. Они провели День знаний в Республиканском научно-практическом центре трансплантации органов и тканей, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Проводить гостевые уроки стало для нашей гимназии традицией. Последние пять лет они проходят в Республиканском научно-практическом центре трансплантации органов и тканей, раньше мы проводили их в медицинском университете и в стенах Минского консультационно-диагностического центра, — рассказывает директор гимназии №12 Екатерина Петруша. – В этом году 21 наш выпускник стали студентами по химико-биологическому профилю: 14 стали студентами Белорусского государственного медицинского университета, остальные поступили в другие вузы. Все-таки проходной балл достаточно высокий.

С 10-ого класса у учащихся химико-биологического профиля начинается курс «Основы медицинских знаний». Ведет его преподаватель БГМУ Галина Дорохович. Один раз в неделю 10-11-классники приходят в медицинский университет и под руководством Галины Павловны посещают лаборатории, занимаются на кафедре анатомии, препарируют мышцы и т.д.

А еще наши 10-классники так называемого медицинского класса на летних каникулах проходят практику в 9-ой ГКБ. Работают все лето санитарами, учатся ухаживать за больными, — подчеркивает Е. Петруша. – Еще школьниками они получают возможность увидеть, что такое лечебное учреждение изнутри.

В конференц-зале центра будущих медиков встречает директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Олег Руммо.

Я человек советской эпохи. Для нас 1 сентября был очень большой праздник. Каждый год готовились к нему. Приходили на линейку всегда с гладиолусами, — вспоминает О. Руммо. – Учился я в средней школе №7 города Слуцка, сейчас это гимназия №2. Моим первым классным руководителем была Бохан Лилия Степановна, вторым — с 4-ого класса – Серикова Анна Алексеевна. Мы у нее были, если можно так выразиться, первенцами.

Олег Руммо подчеркивает, что постоянно следит за тем, сколько выпускников гимназии №12 становятся студентами того или иного университета.

– Для меня очень ответственно видеть вас в этом зале. Не только потому, что мне предстоит в последующем у многих из вас лечиться. Скорее я вас больше рассматриваю как своих будущих коллег и партнеров в важной, благородной, но очень сложной деятельности. Как любая другая работа, она требует полного погружения и самоотдачи, — добавляет он.

Затем на проекторе при помощи видеоконференцсвязи, использующейся в Центре, учащимся показывают, что происходит в одной из операционных в режиме реального времени. Наблюдать за тем, как проходит операция по трансплантации печени – что-то невероятное. Такие кадры до этого многие из присутствующих видели только в фильмах. На этом сюрпризы не закончились. Олег Олегович предлагает всем желающим сходить в ту самую операционную и посмотреть собственными глазами, как пересаживают органы. Добровольцев —  половина аудитории. Упустить такую уникальную возможность не смогла и я.

Под руководством очного аспиранта кафедры трансплантологии БелМАПО и по совместительству ординатора отделения трансплантации Александра Носика мы отправляемся в святая святых хирургов. Пока идем, интересуюсь у одной из учениц, почему она решила идти в класс с химико-биологическим уклоном.

Медицина – это такая сфера, в которой еще много чего не открыто. Я хочу внести свой вклад, — делится Полина Ольсевич. – Кем именно хочу стать, пока еще не определилась.

В обычной одежде и без головных уборов в операционную, конечно же, не пускают. Всё строго! Нам выдали специальную стерильную одежду: штаны и рубашки, шапочки, бахилы и марлевые повязки. Надев все это на себя, специальным средством обрабатываем руки. В это время Александр Носик проводит инструктаж: тихо разговаривать, близко к операционному столу не подходить, инструменты не трогать, передвигаться аккуратно, чтобы ничего не задеть.

Если кому-то вдруг станет не по себе, тихонечко выходите в коридор. Здесь есть кресло, можно посидеть и перевести дух, — советует он.

На операционном столе – 61-летняя женщина. Врачи оперируют ее уже несколько часов. Тело пациентки полностью закрыто, увидеть какие-либо его части невозможно. Место разреза видно с трудом. Поэтому обморочного состояния эта картина ни у кого из присутствующих не вызывает.

Смотрите, печень ребристая. У пациентки повышен билирубин, — хирург демонстрирует орган присутствующим.

У пациентки цирроз печени, — добавляет А. Носик.

Операционная оснащена самой современной медицинской техникой и аппаратурой. Люди в белых халатах сосредоточены и немногословны. Несмотря на присутствие посторонних, никто не отвлекается. Помимо хирургов, их ассистентов и медсестер, на операции присутствуют анестезиологи. Они контролируют в ходе всего процесса трансплантации состояние больного.

Определить, сколько по времени будет длиться операция, – невозможно. Все зависит от случая. В среднем около 6-8 часов. Врачебная бригада за время операции не меняется: находятся со своим пациентом от начала и до конца, — говорит А. Носик. – С 2008 года у нас инсталлирована программа по трансплантации печени. За это время спасено более 500 жизней.

Спрашиваю у одной из учениц, не жутко ли ей находиться в таком месте.

Да нет. С детского сада мечтаю стать хирургом. Родственники только за. Хотя никто из них не связан с медициной: мама – художник, ландшафтный дизайнер, а папа — индивидуальный предприниматель, — делится Ника Лунцевич. – Крови не боюсь, в операционной уже второй раз, поэтому чувствую себя здесь комфортно.

Совершенно спокоен и ее одноклассник — Александр Протченко.

Связать свою жизнь с медициной решил еще в 5-ом классе. Склоняюсь, что в будущем стану или хирургом, или анестезиологом, — добавляет гимназист. – Мне кажется, что врач должен быть сильным морально, чтобы суметь выдержать такие операции.

В этом же помещении в углу за отдельным столиком, склонившись с инструментами над какой-то емкостью, сидят два врача. Они готовят к пересадке донорский орган. Подхожу ближе к ним, и вижу человеческую печень.

Через 20 минут покидаем операционную и направляемся на экскурсию по центру. Сначала заглядываем в реанимацию хирургического профиля, где лежит трехлетний мальчик, которому четыре дня назад сделали пересадку печени. Пока он не разговаривает, но все слышит.

Далее идем в отделении анестезиологии и реанимации №5, где Олег Руммо показывает нам современное чудо-оборудование.

Это искусственные легкие. Не просто аппарат ИВЛ, а аппарат, который обеспечивают функционирование человеческого организма, у которого полностью не работают легкие, — объясняет он. — У нас лежит девочка, которая ждет пересадку легких. Ее собственные не функционируют с 4 июля. Она сама не дышит и аппарат за нее дышать не может. За нее дышат искусственные легкие.

1 сентября дежурство Ивана Махоновского, у которого в отделении 8 пациентов. Он с медсестрами следит за состоянием пациентов, которые подключены к этой машине.

Тут нужен четкий расчет: сколько необходимо добавить различных лекарств, как установить работу насосов. Это достаточно большая, серьезная и высокотехнологичная медицина. Но, поверьте, если иметь большое желание, то научиться несложно, — замечает руководитель РНПЦ.

Завершается экскурсия по центру в кабинете, где проводится стентирование – операция для решения проблем с кровообращением.

Для этого не требуется делать никаких разрезов на теле. Только маленький прокол на бедре или руке, куда водится специальный катетер, через который проводится тонкий металлический проводник, — объясняет и показывает на монитор О. Руммо. – По этому проводнику хирург заводит небольшой баллон в место сужения сосуда, раздувает его и ставит стент — металлическое устройство.

По словам руководителя РНПЦ, такие технологии применяются на практике уже 15 лет. Благодаря им спасли уже не один миллион жизней во всем мире.

Погружение в специальность особенно значимо для гимназистов профильных классов. Важно ознакомить ребят со спецификой работы врачей. Ведь только в реальных обстоятельствах можно понять: подойдет тебе эта профессия или нет, — отмечает в конце экскурсии классный руководитель 10 «В» класса гимназии №12 Татьяна Бутько.

 

Фото автора

ТОП-3 О МИНСКЕ