Уроки подвижности

Ольга Поклонская
Автор материала:
Ольга
Поклонская

Что нужно сделать, чтобы дети полюбили школьную физкультуру?

Последнее время нередко слышу родительское мнение о том, что уроки физкультуры в школе детям не нравятся и их вообще надо отменить.

Отменить? Думаю, пойди мы на такое, еще больше подорвем здоровье наших и так не слишком здоровых детей. И скоро окажется, что в армию вообще некого призывать, а девушка без проблем с репродуктивной функцией будет восприниматься как чудо.

И без того только около 10 % учащихся сегодня оканчивают среднюю школу, имея в медицинской карте запись «практически здоров». Всеобщая компьютеризация привела к тому, что и в свободное от уроков время современные дети очень мало двигаются.

Казалось бы, наоборот: сами по себе эти факты должны подвигнуть к тому, чтобы уроки физкультуры как время обязательной двигательной активности были на особом положении в школе. А между тем «физра», как пренебрежительно обычно называют этот предмет, там на положении вечной Золушки. И, к сожалению, никто особенно не заинтересован в том, чтобы поправить ситуацию.

Любой специалист объяснит: двух уроков физкультуры в неделю мало. Занятие физическими упражнениями имеет срочный тренировочный эффект. И теперь, когда третий урок в неделю убран из расписания, этот эффект оказался напрочь обесцененным, польза свелась на нет.

Многие родители высказываются за отмену нормативов по физкультуре. Некоторые нормы для современных детей и подростков, действительно, выполнить сложно, их следует, полагаю, пересмотреть. Не исключено, что стоит ввести градацию нормативов с учетом состояния здоровья каждого ребенка. Но если вообще отказаться от нормативов и оценок по этому предмету, может случиться, что у ребят не будет никакой мотивации к занятиям. Убеждена: если провести массовые исследования, окажется, что дети совсем не против нормативов и оценок.

Успех каждого должен оцениваться более индивидуально, более комплексно. Не только с учетом сданных нормативов, но и с учетом того, стал ли ученик красивее двигаться, улучшил ли осанку, исправил ли плоскостопие и т.д. Безусловно, и то, что комплекс упражнений для девочек-девушек должен отличаться от предназначенных для формирования мальчиков-юношей, будущих мужчин.

Вбить гвоздь в гроб физической культуры нетрудно. Гораздо сложнее решиться и провести реформы, пересмотреть подходы к преподаванию физкультуры. И, что еще по-настоящему трудно, так это привлечь в школу талантливых, любящих свое дело преподавателей физкультуры. А ведь личность в любом деле – самое важное. Очарует учитель физкультуры своим предметом – и девушкам, и юношам захочется заниматься своей фигурой, быть мужественными и женственными. Будет заниматься муштрой – возненавидят ребята «физру» на всю оставшуюся жизнь.

Почему многие освобожденные от школьной физкультуры дети занимаются в различного рода секциях и кружках фитнесом, аэробикой, пилатесом, плаванием, карате? А потому что им там нравится, они видят реальную пользу от этих занятий.

Мне кажется, если бы взрослые – и учителя, и родители – действительно помнили о том, что мы растим не только будущих программистов, экономистов, юристов, но еще и будущих мужчин и женщин, отцов и матерей, то уделяли бы вопросам здоровья нашей будущей смены гораздо больше внимания. И дело, разумеется, не только в уроках физкультуры. Нужны в школе и физкультурные пятиминутки, и динамические перемены, и гимнастика для глаз. Почему бы после контрольной не разрешать поиграть желающим в бадминтон?.. Бадминтон в школьной программе не предусмотрен? Но разве это та инициатива, которая наказуема? Или это так затратно – купить несколько комплектов бадминтона?

Очень многое в статусе физической культуры, безусловно, зависит от отношения к этому предмету администрации школы. И поощрять детей (хоть каким-нибудь образом) за их занятия на спортивном стадионе, в секциях, в танцевальных клубах тоже надо!

Создание мотивации для физической активности – сложный процесс, в нем должны участвовать государство, школа, семья. В ряде развитых европейских стран необязательными формами физической культуры охвачено от 40 % до 70 %населения. В Беларуси – только около 13–15 %. Рекламы движения, оздоровительных занятий (в отличие от рекламы пива) на нашем ТВ нет в принципе.

Есть над чем работать. Если мы, действительно, хотим видеть наших детей здоровыми, умными, гармоничными.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое