Какой должна быть система образования, и понадобятся ли детям в будущем знания, которые они получают в школьные годы
Остался последний рывок перед большими летними каникулами. А у пап и мам появился очередной повод поразмышлять над тем, насколько нынешняя школа соответствует запросам детей и их родителей.
На недавней встрече, которая проходила в Минске, российский психолог, публицист и педагог Людмила Петрановская заявила: «Мы готовим детей к позавчерашнему миру. Примерно 90 % того, чему ребенка учат в школе, в последующей жизни ему никоим образом не пригодится». Утверждение жесткое, дискуссионное. Но лично я склонна с ним согласиться.
Школьники тонут в огромном количестве информации — неосмысленной и непонятной. Они по-прежнему заучивают даты и запоминают никому не нужные подробности исторических событий, твердят формулировки и определения. Одним словом, накапливают энциклопедические знания, в которых, по сути, нет острой необходимости. Во-первых, потому что угнаться за информацией, меняющейся с бешеной скоростью, просто невозможно. А во-вторых, сегодня любые сведения находятся в открытом доступе и получить их можно в считанные секунды, достаточно нажать пару кнопок. Поэтому хранить весь этот багаж в голове нет смысла. Намного важнее научиться лавировать в потоке информации, быстро искать то, что нужно, уметь сопоставлять и анализировать факты, делать правильные выводы и принимать, основываясь на них, оперативные решения, и, конечно, применять добытые знания на практике. К сожалению, этому учат далеко не во всех учебных заведениях. С удивлением узнала, что в некоторых школах старшеклассники до сих пор ведут конспекты — переписывают в тетрадки статьи из книг и учебных сайтов. Искренне не понимаю, зачем в век Интернета тратить время на такое механическое копирование.
Взрослые часто сетуют: дети сегодня совершенно не читают. Неправда, берут они в руки книги, и довольно часто. Просто мы не умеем предложить им то, что их заинтересует. Школьная программа по литературе не менялась десятилетиями. А нынешние подростки живут в других реалиях, зачастую ребятам очень сложно объяснить, почему «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь». Я никоим образом не говорю, что не нужно изучать классику. Просто к ее восприятию необходимо созреть. Прежде всего следует научить ребенка читательской грамотности — с помощью тех книг, которые близки и понятны подростку. И только потом переходить к более серьезным произведениям. Признайтесь честно: многие ли смогли в школьные годы одолеть «Войну и мир» Льва Толстого? Думаю, ответ очевиден. Я, к примеру, считала скучнейшей поэму «Мертвые души». Оценить необыкновенную иронию и юмор Гоголя смогла, только будучи студенткой.
Такое чувство, что система образования постоянно ищет машину времени, чтобы вернуть детей в прошлое. А ребята, естественно, не соглашаются, сопротивляются, бунтуют. Они хотят быть в настоящем. Мы же называем их ленивыми и недалекими. Жалуемся, что им ничего не нужно, и бурчим себе под нос: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя». На самом деле молодежь в некоторых вещах разбирается лучше взрослых. И многому может научить нас, с чем мы никак не в состоянии смириться, потому что это нарушает привычный порядок жизни. Вот и получается, что диалог школы и учеников скорее напоминает общение глухонемого со слепым. Они вроде и разговаривают, но понимают друг друга с серединки на половинку.