«Уровень сложности тестов остался прежним». Журналист поучаствовала в репетиционном ЦТ

Повлияла ли новая методика подсчета баллов ЦТ на содержание тестовых заданий, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости», поучаствовав в репетиционном тестировании.

В холле Лицея БГУ электронное табло. На нем информация, в каких аудиториях и по какому предмету проходит репетиционное тестирование (РТ). Такой навигатор помог быстро определиться и мне. Взглянув на экран, я уверенно направилась в кабинет, где должно было состояться пробное испытание по русскому языку. Последний раз ЦТ писала в 2006 году. Тогда итоговый результат меня порадовал: 80 баллов. Когда поступила в университет, о тестах забыла. Конечно, правила орфографии и пунктуации знаю, ведь с текстами работаю по долгу службы, а вот, скажем, виды подчинительной связи в словосочетаниях определить с ходу затрудняюсь.

Поэтому на РТ шла с особым волнением: вдруг мои познания окажутся на ничтожном уровне? Еще больше переживала из-за технической части: как разобраться в бланке ответа, который видела в последний раз 12 лет назад.

В аудитории вместе со мной в этот день писали РТ около 20 человек. Все, кроме меня, школьники. Преподаватель лицея, проводивший пробное тестирование, видимо, обратив внимание на мой возраст, стал более подробно разъяснять нюансы заполнения бланка. Многие ребята и без подсказки самостоятельно оформляли листок с результатами.

Я то и дело подсматривала у соседки по парте, в правильной ли клеточке пишу номер предмета или аудитории. Стало неловко: вдруг подумают, что тетя списывает.

Варианты тестов раздали — пошел отсчет времени. На русский язык отводится 120 минут, в тесте 40 заданий.

Замечу: темы, по которым проверяли знания абитуриентов, остались практически неизменными. Единственное, чего не обнаружила, так это заданий по орфоэпии. Про себя подумала: повезло ребятам. Я в свое время вынуждена была вести орфоэпический словарь, куда записывала сложные с точки зрения ударения слова, а потом перед сном их в буквальном смысле зазубривала.

С чем справилась особенно быстро, так это с заданиями, где нужно было верно расставить знаки препинания или найти стилистические ошибки в предложениях. Труднее всего дались определения частей речи и способы образования слов. Времени на написание теста едва хватило. Минимум 20 минут потребовалось на то, чтобы перенести ответы с черновика в чистовой бланк.

Результат моего РТ будет известен через 10 дней. Его я жду с нетерпением, ведь проверить себя решила не случайно. Министерство образования Беларуси анонсировало изменения в методике подсчета баллов ЦТ, которые станут актуальными уже во время нынешней вступительной кампании. Вокруг этой темы возник небывалый ажиотаж. В первую очередь потому, что мало кому понятно, каким образом будут определять результаты абитуриентов.

Итоговый балл РТ вас удивит, — обратился ко мне заместитель директора по учебной работе Лицея БГУ Игорь Варакса.

По крайней мере, ребята, которые уже получили результаты репетиционного тестирования, высчитанные по новой методике, заметили: они выше ожидаемых. Именно этот нюанс вызывает больше всего споров в Интернете. Зачем потребовалось улучшать позиции абитуриентов в конкурентной борьбе за студенческий билет?

В Республиканском институте контроля знаний (РИКЗ) введение новой методики аргументируют так: прежняя система подсчета баллов ЦТ не показывала уровня знаний абитуриентов, а лишь их ранжировала, то есть выставляла по рейтингу между собой. Если большинство ребят правильно отвечали на одно и то же задание в тесте, за него они практически ничего не получали. Ситуация складывалась так, что знания, которыми обладаешь ты и большинство твоих сверстников, не имеют никакой ценности. Таким образом, ребенок, имея в школьном аттестате 7 баллов по предмету, мог на тестировании получить лишь 30, а то и меньше. А потом обвиняли учреждение общего среднего образования и учителей, якобы они завышают отметки ученикам.

Теперь баллы будут считать иначе. Речь идет лишь об изменении математической формулы, а не о содержании тестов в принципе. Уровень их сложности остался прежним, в чем убедилась лично, пройдя РТ по русскому.

Новая система довольно проста, — заметил Игорь Варакса. — Вместе с результатами пробного тестирования вы получите методичку, где расписано, каким образом подсчитывали результат.

Главное, что сейчас каждое задание имеет свой вес. Кроме того, учитывают и частично правильные ответы. Это повышает самооценку абитуриента. Пробное тестирование системы состоялось во время прошлой вступительной кампании. В итоге вырисовалась следующая картина: абитуриенты получали результат, примерно равноценный их отметке в аттестате. Справедливость восстановлена.

Но, по словам Игоря Вараксы, какую бы систему подсчета баллов ни приняли, все равно конкурируют за студенческий билет те, кто обладает высоким уровнем знаний и справляется с максимальным количеством заданий.

Кстати, поучаствовать в первом этапе репетиционного тестирования абитуриенты могут до 31 декабря. Его результаты будут рассчитаны с использованием новой методики.

Фото из архива МН

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ