«Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта

После выхода на экраны фильма «Усатый нянь» сыгравшего главную роль актера Сергея Проханова принимали, как космонавта. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Марина Борисовна — заведующая детским садом и народный заседатель общественного комитета при ЖЭКе — решает помочь местному молодому бездельнику Кеше Четвергову. После его очередной хулиганской выходки предлагает поработать в детском саду ночным воспитателем. Жизнерадостный, артистичный Кеша искренне пытается украсить жизнь малышей и всем сердцем прикипает к дошколятам, позабыв про свои прежние проделки.

С ног на голову

Владимир Грамматиков

В середине 1970-х на киностудии имени М. Горького сценарий ленты сначала достался режиссеру Евгению Фридману, за несколько лет до этого снявшему картину «Остров сокровищ». Он начал подготовку к съемкам, но вскоре неожиданно объявил, что ему дали разрешение на выезд в США. О сценарии на некоторое время забыли, пока он не попал в руки к Татьяне Лиозновой, только что выпустившей в свет свой шедевр «Семнадцать мгновений весны». Материал ей показался любопытным, но как профессионала ее не покидало ощущение, что качественно снять это кино может только молодой начинающий постановщик. Много в сценарии бурлеска и юного задора. Однажды в коридоре студии она встретила только что окончившего ВГИК Владимира Грамматикова. Лиознова видела его первый короткометражный фильм, который ей очень понравился. «Не хотите попробовать взяться за полный метр?» — спросила она, передавая ему подшитый сценарий. Грамматиков заметил на титульном листе фамилии сценаристов и восторженно ответил: «Конечно, хочу!» Дело в том, что одним из авторов текста являлся Александр Мишарин, по сценарию которого Андрей Тарковский снял свое знаменитое «Зеркало».

Александр Мишарин

Грамматиков был очарован недолго. Он увидел пресное произведение, что-то вроде педагогической поэмы на основе биографии Бориса Верзуба — единственного в СССР заслуженного воспитателя детского сада. Тем не менее молодой постановщик согласился снимать с условием, что переделает сценарий. И полностью перевернул фабулу: не педагог воспитывает детей, а дети воспитывают своего педагога, вчерашнего трудного подростка, хулигана и хохмача.

Детсадовских не берем

На роль Кеши Четвергова пробовались многие актеры. Они были обаятельны, играли на гитаре, но в силу молодости не могли подобрать ключик к детям.

Сергей Проханов

Сергея Проханова на пробы не звали. Он сам пришел и заявил: «Эту роль могу сыграть только я». Грамматиков ответил, что сейчас заведет его в комнату, где заседает худсовет. Он всё и решит. Каково было удивление молодого актера, когда его заперли в помещении с толпой пятилетних малышей. Когда режиссер пришел через полчаса, за дверью не услышал ни звука. Войдя, увидел: дети лежат на коврике, изображая вместе с Прохановым рыб. А рыбы ведь молчат!

Директора детского сада Марину Борисовну предложили сыграть нашей землячке Людмиле Шагаловой. Когда-то она исполнила роли Вали Борц в фильме «Молодая гвардия» (1948) и Кати Синцовой в «Верных друзьях» (1954). По признанию актрисы, работа памятна тем, как она наблюдала за непосредственностью детей. А это важно для приобретения актерского опыта.

Еще в одной главной роли — няни Арины Родионовны — снялась Елизавета Уварова. Именно такой вполне могла быть няня Пушкина. Поэтому имя персонажа не случайно.

Елизавета Уварова

Актриса шутила: «Конечно-конечно, Арину я знала лично, не раз встречались». Елизавета Александровна соглашалась сниматься, зная, что у нее последняя стадия онкологии. Но решила провести последние месяцы жизни на площадке с детьми. До премьеры актриса не дожила.

Когда в одной из московских газет опубликовали объявление о начале отбора пятилетних детей для кино, вереницы бабушек с малышами заполонили студию. Имелось условие: дети должны быть домашними, не знавшими детского сада! Детсад накладывает свой отпечаток, привычку коллективного подчинения. Грамматикову требовались маленькие актеры с внутренней свободой.

Ход с близнецами

Съемки проходили в Москве в одном из детских садов. Большой проблемой стало то, что по советскому законодательству ребенка разрешалось задействовать на площадке не более 4 часов в день. Съемочная смена гораздо длиннее. Грамматиков нашел выход. Группа деток состояла из 18 человек. Режиссер дал задание найти 18 пар близнецов. Первые 4 часа снимали одних ребятишек, затем — их братьев и сестер! Но и с этой затеей всё шло не так гладко. Оказалось, что у абсолютно похожих друг на друга близнецов разные характеры. Сложно объединить при монтаже двух очень похожих детей в одного, если первый фонтанирует энергией, а второй меланхоличен.

Чтобы вызвать в толпе детский смех, приходилось идти на ухищрения. Малыши во многих кадрах, снятых крупным планом, смеются взахлеб. Секрет в том, что Грамматиков становился позади кинокамеры, надевал на голову железный детский горшок и кривлялся. Дети были в восторге.

Сложности возникали и со сценами, где Проханов рассказывал малышам сказки, бегая по спальне и изображая персонажей. Дело в том, что съемки требуют множества дублей, укрупнений, ракурсов в каждой сцене. Услышав в первом дубле сказку, во втором дети уже не смеялись над ней. Проханов и Грамматиков выдумывали всё новые и новые истории на ходу. Поэтому в этих ночных рассказах Кеши такая разносортица персонажей. Чапаев сражается с Бабой-ягой, Кощей Бессмертный — с крокодилом.

Кто помнит ленту, наверняка заметил, что попугай, живший в детском саду, был говорящим и докладывал на ухо заведующей о хулиганствах малышей. Чтобы попугай приблизил клюв к уху актрисы, ей туда закладывали любимый птицей фундук.

Сцену, где общественный комитет народных заседателей при ЖЭКе разбирает дело Четвергова, снимали в выстроенных в павильоне декорациях. Автор фильма не хотел превращать эпизод в типовое собрание. Придумал летающий огнетушитель, у которого срывается вентиль и баллон парит над собравшимися, источая пену. На деле огнетушитель водили на тонкой леске над головами, а на актеров дубль за дублем вылили тонны пожарной пены из трех спецмашин.

После премьеры 1 октября 1978 года Сергей Проханов проснулся знаменитым. Много позже актер вспоминал: «Такой был взрыв популярности, что Гарри Поттер разве что носил бы за мной чемодан. Однажды ради моей встречи со зрителями остановили работу завода! Приветствовали, словно я космонавт». Фурор имел оборотную сторону. Посыпались предложения сыграть идентичные роли: усатый нянь с гитарой, но на стройке или в танке. Проханов отказывался, опасаясь стать заложником одного образа. На самом деле сложно вспомнить навскидку другую роль Проханова в кино, хотя фильмография у актера богатая. Его основной жизненный интерес — собственный «Театр Луны».

Картину и сегодня можно назвать одной из самых удачных советских лент для семейного просмотра.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ