Увлекательное путешествие в историю: под Минском прошел фестиваль средневековой культуры

Рыцарские турниры, шляхецкие театры и средневековые пытки: фестиваль средневековой культуры «Сульский замок» проходил в парке-музее интерактивной истории «Сула» 19 и 20 мая, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Бравые воины в сияющих доспехах, гарцующие на лошадях, придворные шуты на ходулях, подтянутые, как тетива, лучники и даже шотландские пехотинцы — двухдневное представление началось с парада всех участников.

Однако первое, на что обращаешь внимание, оказываясь в парке, — это многочисленные сувенирные лавки. Черепа и шкуры животных, украшения, глиняная и деревянная посуда, обмундирование и оружие, сыры и даже медовуха — что только не предлагают народные умельцы.

Хоть фестиваль и посвящен средневековой культуре (об этом не дают забыть этнические мотивы, виртуозно исполненные музыкальными коллективами «Стары Ольса» и «Литы Талер»), в музее полно интерактивных площадок, олицетворяющих ту или иную эпоху.

Пройти экспресс-курс по истории Беларуси решили и мы. Начали свой путь с кромлеха — это такое древнее сооружение, похожее на Стоунхендж. Те же валуны, расставленные по кругу, только чуть поменьше. По одной из версий, первобытные люди устраивали здесь жертвоприношения.

Ниже по склону расположилось капище, где языческие идолы зорко наблюдают за теми, кто нарушает их покой. Его сторожит сурового вида жрец, он же поддерживает здесь огонь.

Над капищем возвышается настоящая избушка на курьих ножках — это дом ведуньи.  Раньше к ним приходили за тем, чтобы заглянуть в свое будущее.

Часто гадали на камнях. Просто вытаскивали из посудины, наполненной водой, первый попавшийся. Если он был гладким, человека ожидала спокойная, размеренная жизнь. Шероховатый — в скором времени привалит богатство. Неровный камень с трещинами и вмятинами сулил не самую легкую долю, — поделилась своими секретами травница Ольга.

Мы же с моей спутницей, как и все девочки, решили погадать на замужество. Каждой вручили по красной нитке, которую следовало поджечь от свечи. У кого она быстрее догорит, та первой и найдет себе жениха. То ли к счастью, то ли к сожалению, наши нитки и вовсе не догорели. Видимо, придется и дальше активно строить карьеру.

Выходим на берег Сулы, а там уверенно рассекает волны внушительных размеров ладья – драккар. В прошлом на таких путешествовали викинги. В Беларуси эти ребята тоже появлялись, и не раз: на нашей территории проходил важный водный путь «из варяг в греки». Почувствовать себя то ли варягом, то ли греком и прокатиться по реке так, чтобы ветер развевал волосы, как в голливудских фильмах, может любой желающий. А там и до поселения самих викингов — веслом подать.

Дальше по хронологии — эпоха средневековья. И тут уж точно есть, где разгуляться. На ристалище рыцари сражаются на турнире «Щит и меч». Бьются, можно сказать, не на жизнь, а на смерть: хоть лезвия у мечей затупленные, при желании и должных умениях они способны нанести серьезную травму. Но эти жертвы отнюдь не напрасны, ведь на кону — солидный денежный приз. Так что битвы обещают быть очень зрелищными.

Самые любопытные отправляются исследовать Сульский замок.

Эта вежа фактически выстроена на руинах. Мы, как в библейской притче, в буквальном смысле собрали камни, которые лежали здесь с XV века, — кивает автор идеи Андрей Запольский.

А какое же средневековье без пыток? Местные палачи с удовольствием расскажут и даже покажут, как они мучили простых смертных на дыбе, оставляли без головы с помощью гильотины и… наказывали тех, кто распускал слухи.

Скрипку для сплетниц применяли как наказание для обвиняемых в клевете и наговорах, — объясняет человек в черном капюшоне, попутно предлагая попробовать втиснуться в некое подобие колодки.

Устройство внешне и правда напоминает скрипку. Шея и руки осужденного закреплялись в небольших отверстиях так, чтобы человек оказался в молитвенной позе. В таком виде бедолаге предстояло провести несколько дней, страдая от боли в локтях, судорог и нарушения кровообращения. Нередко одиноким сплетникам приходилось пить из лужи и есть с земли. Развязывать мученика никто не решался — рискуешь оказаться на его месте.

От средневековья до времен Великого княжества Литовского ведет тропинка вдоль белорусского местечка. За деревянными дверями скрывается дивный мир: тут вам и глиняный горшок на гончарном круге изготовят, и покрывало сошьют, и даже валенки сваляют. В местечке работает и еврейский магазин — эдакий старинный супермаркет, в котором можно купить все: от предметов утвари до выпивки. В соседней с лавкой комнате жил и сам хозяин.

Вообще евреев в Беларуси было очень много.

Говорят, если белоруса хорошенько протереть, он окажется евреем, — хитро подмигивает девушка за прилавком.

А если протереть известных голливудских звезд, найдешь в них белорусские корни. Оказывается, у Скарлетт Йоханссон мать родом из Пинска, оттуда же — отец модельера Ральфа Лорена. Бабушка и дедушка Стивен Сигала тоже жили в Минске. Недаром актер с таким удовольствием хрустел нашей морковкой.

Прикоснуться к прекрасному посетителям помогут представления шляхецкого театра и театра кукол «Батлейка», а еще танцы и пляски самых разных персонажей — присоединиться может каждый!

Надеемся, с помощью фестиваля мы популяризируем белорусскую историю, и дети, которые придут сюда, получат огромный стимул, чтобы разобраться, кто мы такие и где наши корни, — улыбается Андрей Запольский.

Да, в таком месте понимаешь: история — это не скучная лекция, а самое настоящее приключение!

Фото автора

Самое читаемое