«Увы, оппозиционеры оказались недалекими». Юрий Воскресенский опубликовал книгу о событиях 2020 года
На днях на одной из крупнейших российских площадок электронных изданий вышла автобиографическая книга «Гамбит Воскресенского, или Как я свергал Александра Лукашенко». О том, что стоит за этим текстом, немедленно попавшим в разряд бестселлеров, корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорил с ее автором — Юрием Воскресенским.
Убрать пятна
— Юрий, что заставило тебя взяться за перо? Какая сверхзадача стояла перед тобой, не имеющим литературного опыта человеком, изначально?
— В первую очередь отвечу на второй вопрос. Дело здесь не в литературных навыках. При желании сегодня каждый может довольно оперативно овладеть ими и развить их. Я просто всей кожей, нутром, если угодно, почувствовал, что время, как песок в часах, сыплется все быстрее. Память о знаковых эпизодах рокового лета 2020 года, когда мы едва не потеряли страну, начала потихоньку притупляться. Кроме того, о подлинных причинах возникновения той революционной ситуации в нашей внешне благополучной стране говорили и писали не так уж много.
Мне, человеку, постоянно варящемуся в котле современной политики, примерно в середине 2022-го стало понятно: нужно срочно обобщить, систематизировать и рассказать обществу свою версию тех событий. Тем более что я был их непосредственным участником. Волею судеб побывал по разные стороны баррикад…
И еще. Полагаю, в нашем обществе явно назрела необходимость с холодной головой осмыслить и переварить то, что произошло с нами летом 2020 года.
Кроме того, было важно жестко и четко сформулировать вопросы, на которые требовалось дать максимально честные ответы. Например, для характеристики главных действующих лиц того протеста.
— Получилось?
— Это уже не мне судить. Надеюсь лишь, что я устранил если не все, то многие темные и белые пятна с полотна тех по-настоящему исторических событий.
Из книги Юрия Воскресенского:
«Тем временем мы наконец-то приехали… И тут мешок с моей головы наконец-то сдернули… На меня пристально и строго глядел со стены уроженец нынешней Минской области — лучший друг чекистов и беспризорников Феликс Эдмундович Дзержинский».
Истина — в семье
— Юрий, а ты не боишься откровенно провокационного названия собственной книги?
— Для привлечения внимания массового читателя заголовок сегодня должен быть бойким и хлестким. И потом, я ведь вплоть до июля-августа 2020-го действительно представлял ту часть общества, которая в своем искреннем желании перемен была настроена на смену власти.
Другое дело, что ко мне быстро пришло осознание: события начинают приобретать откровенно криминальный характер с элементами внешнего управления, с выводом на улицу неорганизованной толпы. А это означало, что требовалось ставить точку в политических игрищах.
— Почему?
— Потеря управляемости в стране привела бы к непоправимым последствиям, вплоть до утраты независимости и суверенитета — высших национальных ценностей. Я горжусь, что стал первым, кто официально призвал оппозицию к немедленному прекращению эскалации, хотя находился на тот момент в СИЗО КГБ. К сожалению, большинству из этих людей не хватило ума и политической воли выбрать единственно правильный на тот момент путь. Увы, они оказались крайне недалекими.
— Почему книга начинается с посвящения семье? Это маркетинговый ход, попытка придать тексту исповедальное начало или что-то еще?
— Без моей семьи, моих детей, супруги, которые на всем жизненном пути помогают и поддерживают меня, я бы не состоялся ни как политик, ни как начинающий литератор. Самое малое, что я мог сделать для них, — это такое посвящение.
Из книги Юрия Воскресенского:
«Более века назад мой великий прадед принял идеи белого движения как единственно верные и правильные, и это решение стоило ему утраты Родины. Кроме того, он был вынужден оставить семью и военную службу. В итоге-то он блестяще состоялся в другой сфере, прославился на весь мир. Но… даже находясь за пределами родной страны, очень многое делал во имя ее славы».
Литературные откровения
— Не было искушения впасть в морализаторство и эдакое мессианство?
— Я старался избегать нравоучений, действуя сугубо литературными методами. Например, характеристики действующих лиц «революции сытых» — чистой воды сатира. Думаю, многим из этих персонажей очень не понравятся их портреты.
Честно говоря, для меня стало открытием то, насколько жалкими и пустыми оказались новоявленные оппозиционеры при ближайшем рассмотрении. Еще большее потрясение вызвало осознание того, как они подставили и слили своих сторонников, оказавшись в итоге обыкновенными предателями.
— Ты хочешь сказать, в книге нет того, что у литераторов называется гиперболизацией?
— Все рассказанные мною истории основаны исключительно на фактах. Скажу больше. Несколько глав, поражающих вопиющим цинизмом их «героев-оппозиционеров», мне пришлось убрать по требованию юристов издательства. Как говорят профессионалы, незапротоколированный разговор к делу не подошьешь. А жаль. Общество узнало бы в подробностях, как один действующий российско-белорусский политолог предлагал направить бензовоз на Дворец Независимости. И я, потеряв в тот момент дар речи, слышал это своими собственными ушами летом 2020 года, посещая Москву.
— «Гамбит» насыщен любопытными афористичными выражениями: «революция сытых», «мешковатое задержание», «эльфы от политики»… Какие из них тебе самому по душе и что может пойти в народ?
— Буду безмерно счастлив любой цитате или речевому обороту из моей дебютной книги, который приживется в медийном поле. Хотя для меня важна любая реакция читателя.
Кстати, электронная и аудиоверсия уже размещены в интернете. Они потихоньку собирают читательские отзывы, которые на сегодня исключительно комплиментарные.
Но я это связываю в большей степени с безграмотностью наших змагароў, которые ленятся «серфить» в Сети в поисках новинок литературы.
— Согласен, что эта книга адресована в первую очередь читателю номер 1 в Беларуси?
— Это тот самый случай, когда, задавая вопрос, ты прав и неправ одновременно. Сам текст предназначен прежде всего для широкой читательской аудитории, которую волнуют вопросы новейшей политики, современной истории, политологии. Но при этом самый первый экземпляр книги я передал, конечно же, персонально для Александра Лукашенко. Сказал ему об этом, обращаясь с вопросом во время Послания Президента к белорусскому народу и Национальному собранию. Не скрою, что волнуюсь, ожидая обратной связи. Ведь на самом деле именно этот человек — главное действующее лицо в моем сюжете, хоть и скрытое.
Из книги Юрия Воскресенского:
«Ничто не предвещало, что… в 2021 году, на шестом Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко сделает специальное отступление и вслух заявит о том, что «это мы, власть, тогда недоработали; ведь Юра Воскресенский был депутатом, мог продолжить работу на государство, но не стал. И это — наша общая вина».
«Ситуация, при которой белорус шел на белоруса, неминуемо вела к ослаблению государства, наносила удар по суверенитету, сбалансированной внешней политике, экономической многовекторности и социальным достижениям, которыми мы так гордились».
Смотрите на экранах
— Ты приглашен в очередной раз стать гостем программы «Марков. Ничего личного». Помнится, с беседы с Маратом Сергеевичем в октябре 2020-го началось твое возвращение в большую политику, да и просто к нормальной жизни. Чего ждешь от нынешнего разговора?
— Каждая передача с Маратом Марковым для меня событие. Судя по сотням тысяч просмотров на всех платформах, не только для меня. Уверен, разговор будет предельно откровенным и насыщенным. У Марата Сергеевича по-другому не бывает. Поэтому я с большим нетерпением жду нашей встречи. Горд, что приму участие в его программе уже в четвертый раз. Видимо, не зря развиваю свои экспертные и иные навыки.
— Если книгу захотят экранизировать, каким ты хотел бы увидеть фильм по ее мотивам: документальным или полномасштабным художественным?
— Над вариантами экранизации уже задумался. Это мог бы быть драйвовый мини-сериал — восемь серий «нетфликсовского» (до 50–55 минут) формата. За образец можно взять нашумевший российский сериал «Спящие».
Из книги Юрия Воскресенского:
«При этом можно сказать, что проходимцу Цепкало повезло с женой… Она какое-то время даже прикрывала удравшего в Европу супруга, заявляя на публике, что тот потерял обоняние и лечится. Как очень скоро выяснилось, потерял он не нюх, а совесть и политическое чутье. А это не лечится».
Российско-белорусский след
— Почему первыми твою книгу увидели российские читатели?
— Здесь несколько причин. В прошлом году ко мне обратилось российское издательство с предложением написать книгу о событиях 2020-го. Взвесив все за и против, я решил согласиться.
Был еще один нюанс, более серьезный, на мой взгляд. В Беларуси уже выработался определенный иммунитет к поставщикам цветных революций и всем тем, кто желает раскачать страну. А вот в России все не так очевидно, особенно на фоне продолжения специальной военной операции.
Поэтому важно, чтобы российский читатель как можно скорее получил литературную «вакцину», способную обезвредить яд, идущий от всякого рода «просветителей» и их идеологии.
— Прочитал в соцсетях, что Воскресенский изданием книги заявил о своих амбициях в рамках электоральной кампании — 2024. Что скажешь?
— Для такого прицела требуются детально разработанная стратегия и программа, серьезная команда, приличные ресурсы. Разве смогу тягаться с такими столпами, как Олег Романов из «Белой Руси», Олег Гайдукевич и его Либерально-демократическая партия, КПБ Алексея Сокола? Сегодня — нет. А завтра… Там видно будет…
Справочно
В названии книги Юрия Воскресенского используется термин «гамбит» (от итальянского слова gambetto — споткнуться). Речь идет о названии шахматного дебюта, в котором одна из сторон в стратегических интересах (максимально быстрое развитие игры, захват центра, обострение партии) идет на тактические жертвы. На определенные жертвы пришлось пойти и автору книги.