Узнали, где выпускают лучший ламинат в стране и полы для автобусов, в которых колесят белорусы*

О масштабной модернизации деревообрабатывающей промышленности в Беларуси заговорили более 10 лет назад. Мол, богатая лесами страна не может поставлять на экспорт только кругляк и мебель. Нужна более масштабная реконструкция, что позволит увеличить переработку, а значит, и зарабатывать хорошие деньги на производстве качественной древесины и изделий из нее.

Производство ламинированной плиты МДФ

С тех пор не раз приходилось слышать, что модернизация в деревообработке не приносит желаемого результата: государство тратит огромные средства, а воз и ныне там. Ну что ж, убедиться в том, как осуществляется масштабный проект, удалось самому. Для этого отправился за 250 км от Минска, в Гродненскую область, в районный центр Мосты.

Предприимчивые братья

В 1927 г. в Мостах появились братья Конопацкие. Известно, что Игнатий и Вацлав учились в Америке, а в 1920-е купили в Швейцарии патент на выпуск легкой фанеры, которая не боялась воды.

Получив разрешение на строительство фанерного завода на правом берегу Немана, они весной 1927 г. привели сюда строителей и начали доставлять на место возведения нового предприятия оборудование. В декабре того же года завод начал выдавать первую продукцию — сыроклееную фанеру. Надо заметить, что Конопацкие были не новичками в создании лесоперерабатывающих предприятий. Они были владельцами еще нескольких фабрик, например, в Пинске.

К концу 1928-го завод братьев в Мостах продавал до 50 вагонов фанеры в месяц. К этому времени здесь в две смены работали около 300 человек. Фанеру изготавливали из ольхи и клеили в мокром виде. После приобретения швейцарского патента на склеивание фанеры насухо завод стал изготавливать фанеру из березы — более качественной древесины, которая использовалась для производства самолетов и вагонов. Предприятие успешно продавало авиационную фанеру в Бельгию, Англию, Индию, Индокитай, Малайзию, Аргентину, Сингапур и на остров Цейлон. Кроме того, здесь производили резаную фанеру из экзотической древесины. Также завод выполнял заказы Министерства обороны Польши: поставлял для нужд армии приклады, деревянные элементы для кавалерийских седел, а из отходов выпускал катушки для ниток.

Энергомодуль цеха МДФ

Предприятие приносило неплохую прибыль владельцам. Вскоре стали появляться административные и жилые строения. Среди леса вырос целый поселок, который позже получит название Мосты Фабричные. Здесь действовали бесплатная школа, аптека, больница, телефонный узел. Также братья Конопацкие посадили недалеко от промышленных корпусов сад. Они мечтали еще построить большой мост через Неман.

К 1939 году на предприятии работали 700 человек. После присоединения Западной Беларуси оно стало именоваться Государственным фанерным заводом № 9. Новая власть сочла необходимым оставить одного из хозяев работать на предприятии. Дело в том, что никто не знал настоящего секрета склейки фанеры, которая тогда использовалась в авиационной промышленности. По сути, выпускаемый материал был стратегическим и применялся на военном производстве. Нынешнему поколению белорусов нелишне знать, что фанерный завод в Мостах в свое время считался лучшим не только в стране, но и на всем европейском континенте.

Безупречная репутация

В ОАО «Мостовдрев» гордятся прежними заслугами и пишут новые страницы истории. С 2006-го его возглавляет Сергей Ососов. Инженер-механик сельскохозяйственного производства, он после распределения работал в Могилевской области на территории, загрязненной радиацией, а после вернулся в родной город. Почти 10 лет Сергей Ососов руководил транспортным цехом в ОАО «Мостовдрев». Затем была должность коммерческого директора: предстояло решать новые непростые задачи — искать покупателей, убеждать их работать по предоплате, вести переговоры с дебиторами, решать форс-мажорные вопросы. Его старания заметили и доверили руководить заводом.

Энергичный руководитель превратил отстающее предприятие в передовое. Но настоящую славу лучшего в стране топ-менеджера ему принесла модернизация фанерного цеха и цеха МДФ. Ее проводили все девять предприятий концерна «Беллесбумпром», но самые впечатляющие результаты были достигнуты в Мостах.

— Я всегда говорил: модернизируем завод — зарплата будет еще выше. Не построим — в Мостах 1 500 человек останутся ни с чем, — подчеркивает гендиректор.

Слева направо: генеральный директор предприятия Сергей Ососов, начальник региональной дирекции «Белагропромбанка» по Гродненской области Виктор Щука, председатель районного Совета депутатов Валерий Табала, председатель Мостовского райисполкома Андрей Санько, заместитель председателя Гродненского облисполкома Виталий Невера

По плану снесли восемь старых корпусов, а на их месте построили новые. Благодаря стараниям всего коллектива обновленные цеха запустили немного раньше намеченного срока. Сейчас на современном оборудовании здесь выпускают продукцию европейского качества: фанеру в ассортименте, плиты МДФ и ХДФ, ламинированные напольные покрытия. ОАО «Мостовдрев» — единственный производитель большеформатной и ламинированной фанеры в Беларуси. 90 % производимой продукции уходит на экспорт.

Вот уже который год ОАО «Мостовдрев» удерживает переходящий кубок как лучшее деревообрабатывающее предприятие страны. А Сергею Ососову присвоено звание «Заслуженный работник промышленности Республики Беларусь». Недавно он привез из Москвы еще одну награду — стал лауреатом общественной премии «Безупречная репутация», присужденной за высокоэффективную профессиональную деятельность и укрепление репутации предпринимательства. Вручил ее гендиректору ОАО «Мостовдрев» Герой Российской Федерации бывший летчик-испытатель Анатолий Кнышов.

От фанеры до ламината

— Сейчас спрос на фанеру большой. Запас на складе — двухнедельный. А ведь в месяц мы производим порядка 4,5 тысячи кубов фанеры. По плите МДФ ситуация похожая. На складе 2 000 кубов, в то время как в месяц выпускаем около 12 000 кубов, — рассказывает заместитель начальника фанерного цеха по производству Александр Грудский.

В главной операторской: пуск цеха состоялся!

Так что же изготавливают в Мостах? Во-первых, фанеру — так называемый квадратик размером 1 525 × 1 525 мм и толщиной от 4 до 24 мм. Кроме того, ОАО «Мостовдрев» — единственный в Беларуси производитель большеформатной ламинированной фанеры размером 1 250 × 2 500 мм и толщиной от 6 до 30 мм. Такой материал используют в монолитном строительстве, например для сооружения опалубки. Также большеформатная ламинированная фанера поставляется на МАЗ: ею устилают полы автобусов, а еще прицепов и полуприцепов, выпускаемых в Минске и Гродно. Почему не из металла? Это облегчение конструкции, а значит, и экономия затрат на топливо, объясняют специалисты. Да и по прочности ламинированная фанера не уступает металлическому конкуренту. К тому же она влагостойкая.

А еще фанерный цех выпускает латофлекс — гнутоклееные рейки, на которые укладывают матрасы в современных кроватях. Для их производства используется шпон.

Немецкие партнеры построили для «Мостовдрева» цех смол, что позволило обеспечить все потребности предприятия в этом продукте, а также в пропитках.

Цех МДФ выпускает древесноволокнистую плиту средней плотности и ламинированную плиту МДФ. Изготавливают здесь и плиту ХДФ: в отличие от МДФ она высокой плотности. Из плит ХДФ получаются напольные ламинированные покрытия (ламинат).

Чтобы прочитать отзывы о ламинате марки Kronon Modern, который выпускают в Мостах, не поленились заглянуть на соответствующий сайт. Вот один из отзывов: «Теперь о самом ламинате. 32-й класс нагрузки. Устойчив к давлению, образованию царапин и вмятин. Цвет панга-панга есть в линейке именитых брендов по продаже ламината. Ширина ламелей 190 × 1 287 мм. Он короче по длине, чем российский либо немецкий. При укладке вставлялся хорошо, фиксировался, щелей не было… Ламинат лежит уже больше года. Никаких щелей за это время не появилось (хотя в другой комнате лежит ламинат другого производителя, и торцевые стыки уже разошлись). Моется прекрасно, впрочем, как и любой другой ламинат. Грязь на нем не видна. Ни царапин, ни вмятин нет — производитель не подвел».

Процесс изготовления ламинированных полов

Брус, вагонка, блок-хаус

Наращивать выпуск продукции, а соответственно увеличивать зарплату в ОАО «Мостовдрев» намерены и в этом году. Предусмотрены серьезные инвестиции в основной капитал, главная из которых — модернизация лесопильно-деревообрабатывающего цеха. По сути, 13 июля, ко дню освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков, в Мостах появился новый современный завод по переработке древесины. Проект, начатый в октябре 2020 года, выполнен за счет средств предприятия.

Заглянем в новый цех. Умный компьютер оценит каждое поступающее на линию бревно, повернет и разрежет так, чтобы получить максимум продукта и минимум отходов. Такой подход экономит сырье и позволяет выпускать качественные пиломатериалы.

— Обрезные пиломатериалы — сегодня весьма востребованная продукция, поскольку это самый ходовой строительный материал как в монолитном, так и в каркасном строительстве. На нашей высокотехнологичной линии используется немецкое оборудование, которое позволяет выдавать точную геометрию доски, чего было сложно достичь при старой оснастке, — рассказывает начальник лесопильно-деревообрабатывающего цеха Анатолий Тумелевич.

Новый производственный цех предприятия

В лесоцехе производят сырую и сухую качественную доску, а также погонажные изделия. Например, из сухой доски получают доску пола, вагонку, блок-хаус. Поставщики сырья для ОАО «Мостовдрев» — 62 лесхоза нашей страны.

— Территория Беларуси на 43 % занята лесами. Но как ни странно, хороших пиломатериалов в строительной отрасли мало. Старые технологии по пилению древесины не могли обеспечить качественный результат. Главное достоинство одной из линий — сортировка пиломатериалов, что позволяет сэкономить на трудозатратах, а значит, получить более высокий доход, — отмечает Сергей Ососов.

Ближайшие перспективы

— На предприятии, которое хочет жить и развиваться в современных условиях, модернизация никогда не завершится, — подчеркивает гендиректор. — А «Мостовдрев» — одно из ведущих предприятий концерна. Так, за первое полугодие 2021 года мы получили около 12 млн рублей чистой прибыли. Этот успех позволил продолжить модернизацию. При поддержке одного из белорусских банков достраиваем лесопильный завод. Это большое мобильное предприятие, которое позволит увеличить выпуск товарной продукции. А это деньги в зарплату работников и пенсионный фонд, платежи в район.

Фрезерно-пильный станок линии лесопиления

К слову, средняя зарплата работников ОАО «Мостовдрев» — 1 500–1 700 рублей. Для региона это неплохие деньги.

В следующем году здесь будет спроектирован большой котел — сердце завода: он разместится на 40 га производственной площадки. Огромная теплоустановка заменит уже устаревшее оборудование, которое с трудом справляется с растущими нуждами производства. После запуска котла на «Мостовдреве» намерены построить пеллетный завод — он позволит перерабатывать щепу.

— Фактически мы выполним ту задачу, которую когда-то ставил Президент, — добьемся полной переработки древесины максимизируем добавленную стоимость, — говорит Сергей Ососов.

Склад пиломатериалов

Справочно

В 2007 году в ОАО «Мостовдрев» начата реализация инвестиционных проектов по модернизации деревообработки. Так, в августе 2010-го освоено производство большеформатной фанеры, а в марте 2011-го — ламинированной. В 2013 году этот проект завершен. В 2015-м проведена реконструкция цеха ДСП: здесь появилось оборудование для производства древесноволокнистых плит (МДФ и ХДФ).

В 2022 году на предприятии будет спроектирован большой котел — сердце завода: он разместится на производственной площадке. Котел заменит уже устаревшее оборудование. Также намерены построить пеллетный завод, который позволит перерабатывать щепу.

Фото автора и предоставлены предприятием (grodnonews.by)

*На правах рекламы

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ