Какие батареи будут устанавливать на отечественные легковые электромобили

Как создавались конструкция и софт отечественных батарей для легковых электромобилей, и насколько важны эти разработки для экономики Беларуси. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель генерального директора Объединенного института машиностроения НАН Беларуси по высокоавтоматизированному электротранспорту Александр Белевич.

3d model tyagovoj akkumulyatornoj batarei s termoregulyacziej kopiya

К концу 2024 года по поручению Главы государства соберут и протестируют пять опытных образцов первого отечественного легкового электромобиля. Среди разработок белорусских ученых в этой новинке — двигатель и конструкция литийионных батарей, а также программное обеспечение и электроника для управления ими.

— Силовая установка не только ключевой компонент в системе электромобиля, — сказал А. Белевич. — От 30 до 50 % стоимости всего электромобиля составляет литийионная батарея. Когда ее емкость падает до 80 %, она подлежит замене. Отечественная электроника на батарее позволяет четко контролировать этот параметр. Литийионные ячейки мы закупаем в Китае, а вся конструкция батареи и ее электроника разработаны нами.

belevich aleksandr 2 sent 2024 foto volochkovich

По словам собеседника, история этого успеха начиналась много лет назад. Электронику двигателей в Беларуси создавали сильные группы на БЕЛАЗе и «БКМ холдинге», а также команда, которая разрабатывала «ё-мобиль» российского бизнесмена Михаила Прохорова.

— Мы в нашем институте смогли аккумулировать и значительно развить отечественные знания и опыт, — с гордостью отметил А. Белевич. — Это позволило сделать силовую установку для легковых электромобилей, не уступающую мировым аналогам. А литийионные батареи в принципе новая технология для республики, но она необходима для экономики нашей страны в целом.

Жизненно важные элементы

По словам ученого-машиностроителя, отработавшие в авто батареи могут служить в стационарных накопителях электроэнергии. Они предназначены для компенсации резких скачков напряжения в локальной, местной или республиканской сети. Ведь потребление энергии в течение суток неравномерно.

— Поэтому предприятия подписывают обязательство потреблять определенное количество электроэнергии в конкретное время суток, — пояснил А. Белевич. — Когда они делают это не по графику, то получают штрафы за перегрузку или недогрузку энергосистемы. Стационарные накопители позволяют отдельным субъектам хозяйствования регулировать нагрузку в сети. Поэтому каждое предприятие потенциально может поставить себе на входе такой накопитель.

По словам Александра Владимировича, стационарные установки служат и как резервный источник питания при авариях в электроснабжении. Раньше для этого использовали только дизель-генераторы. Время их запуска в рабочий режим — от 30 секунд до 10 минут. Но для больницы это очень долго: при отсутствии электричества даже в течение 10 секунд человек, подключенный к аппаратурам, умрет. Есть и тонкие технологические процессы на заводах. Например, на «ИНТЕГРАЛе» прерывание напряжения в сети буквально на секунды может отправить целую партию изделий в мусорку. В кризисных ситуациях именно стационарные накопители подхватывают процесс электроснабжения почти мгновенно.

Такие электроустановки позволяют поддерживать устойчивое напряжение в сети и от возобновляемых источников энергии. Их главный недостаток — непрогнозируемость выработки объемов электричества. А после накопителей батареи уже уходят на переработку.

krossover

Рука рынка

— Вторичный рынок отслуживших в автотехнике литийионных батарей оборачивается выгодой и для покупателей электромобилей, — подчеркнул ученый-машиностроитель. — Он позволяет снизить на них цены и облегчает переход на такую технику. Даже батареи для 10 тысяч авто — это гигантский объем для энергетики Беларуси. Он обеспечит 5–10 стационарных накопителей. Когда есть свое производство авто, понятно, какие батареи, когда и в каком количестве поступят на производство. Можно заранее планировать накопительные мощности. Также для всех технологических процессов важно, что такие батареи отечественные, а значит, однотипные. Ведь в производстве все «разношерстное» требует ручной сборки, подгонки и потому становится дорогим и нетехнологичным.

Импортные же батареи, по словам А. Белевича, кот в мешке. Вы не знаете, каково ее состояние. Оценивать его проблематично и крайне дорого. Зато белорусская электроника позволяет следить за жизненным циклом каждой ячейки в батарее, ее начальными и текущими параметрами. Кроме того, литиевая батарея взрывоопасна. Отечественная сборка позволяет заложить необходимый запас прочности и надежности изделия.

«БКМ холдинг» уже выполнил у себя пилотный проект накопителя на базе отработанных батарей с электробусов. Жизненный цикл последних — до 10 лет. Электробусы выпускаются всего 3–4 года, поэтому большого потока бэушек нет. Но завод уже готов их забирать и дать им вторую жизнь. Потому что на этих батареях стоит его электроника, и он видит, в каком они состоянии.

На мировом уровне

— Мы можем спроектировать электродвигатель не хуже «Теслы», — убежден ученый. — Однако за ним стоят особые производственные технологии. Для них нужны международные рынки с многомиллионным спросом, которого у белорусских предприятий пока нет. Поэтому бессмысленно тратиться на такие технологии — они не окупятся. Отечественные предприятия пока работают в рамках своих ограничений, но стараются соответствовать технико-экономическим показателям зарубежных образцов. Не стоит забывать, что электромобили — автотехника нового поколения. Раньше они относились к премиум-сегменту, а сейчас идут в массы. Возможно, в недалеком будущем на рынке произойдет качественный скачок, как с мобильными телефонами. И тогда электромобили станут такими же распространенными, как сегодня транспорт с двигателем внутреннего сгорания.

Фото предоставлены ОИМ НАН Беларуси и из интернета

Читайте также:

Смотрите также:

Развитие «Северного Берега» и жилье для нуждающихся в Советском районе МинскаРазвитие «Северного Берега» и жилье для нуждающихся в Советском районе Минска
Вечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабряВечерний Минск: цены на такси и общественные туалеты. Актуальные темы с 25 ноября по 1 декабря
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Почему доллар завис над цифрой три, но не опускается ниже. Мнение финансового аналитика

На текущей неделе обменный курс доллара на белорусском валютном рынке в третий раз за год вплотную приблизился к психологическому уровню в USD/BYN 3,00 и в третий раз не опустился ниже. В понедельник, 12 мая, курс «американца» на торгах БВФБ был дороже 3 рублей всего на 0,1 копейки, но все-таки не переступил черту. Перейдет ли доллар заветный рубеж — в экономическом прогнозе корреспондента агентства «Минск-Новости».

pexels karolina grabowska 4968652

Фото pexels.com

В понедельник, 12 мая, помимо самого низкого курса доллара на белорусском валютном рынке было зафиксировано еще одно достижение этого года — максимальный торговый объем в течение одной сессии. За день на БВФБ было продано и куплено американской валюты на 48,8 млн долларов.

Параллельно с этим на российском финансовом рынке обменный курс доллара в моменте опускался до USD/RUB 79,75, но также вернулся к значениям около 80,5.

Собственно, достаточно низкий курс «американца» в России служит основным индикатором формирования курса доллара на белорусских торгах. Но, как показывает практика, до определенного момента.

Например, в среду, 14 мая, валютные торги на БВФБ закончились тотальным ослаблением белорусского рубля к четырем основным иностранным валютам, представленных на Белорусской валютно-фондовой бирже.

11 2

О чем это свидетельствует? Белорусский валютный рынок находится под вниманием финансового регулятора. И самый простой вывод из этого — обменные курсы под контролем.

В качестве иллюстрации можно привлечь несколько цифр из официальной статистики. Мы знаем, что физические лица на протяжении уже достаточно длительного срока стали чистыми продавцами иностранной валюты. В апреле 2025 года к ним присоединились юридические лица — резиденты Беларуси. По итогам четвертого месяца юрлица продали валюты на 386,5 млн долларов больше, чем купили.

Все продают. Юридические лица, физические лица. Но кто-то же в это время покупает. Ведь танго танцуют вдвоем.

Наиболее вероятным покупателем может быть государство в лице Нацбанка. Во-первых, у регулятора всегда есть деньги. Во-вторых, он обязан пополнять государственные закрома. В-третьих, регулировка валютного рынка и обменного курса национальной валюты — одна из основных обязанностей главного финансового органа.

Дело в том, что при существующем ныне объеме товарооборота и внешнеторговых расчетов между Беларусью и Российской Федерацией баланс складывается не в нашу пользу. Как показывает тот же Нацбанк, с начала года растет дефицит внешнеторгового оборота. А поскольку более 2/3 оборота приходится на Россию, следовательно большая часть этого дефицита приходится именно на восточное направление. И относительно дорогой белорусский рубль в этом случае — не самое лучшее решение.

Укрепление обменного курса к доллару обусловлено низким спросом на доллары на российском и белорусском рынке. Но это не может продолжаться до более низкого курса, так как в этом случае нарушается баланс интересов экспортеров и импортеров. Это можно проиллюстрировать простым примером: низкий курс доллара хорошо для тех, кто покупает баксы на регулярной основе. Но кто проводит крупные платежи в белорусских рублях — теряет на обменном курсе.

Точно так же это работает в экономике: крепкий рубль — медаль с двумя сторонами. А важен баланс интересов, который и поддерживает Нацбанк, выкупая излишки предложения валюты на внутреннем рынке и не допуская перегрева. Неудивительно, что по итогам прошлого месяца объем иностранной валюты в золотовалютных резервах вырос на 513,1 млн долларов. Цифры соответствуют разнице в покупке/продаже долларов на торгах БВФБ.

Подводя краткий итог, можно предположить, что планка в 3 рубля за доллар — условная граница обменного курса, который белорусская экономика считает приемлемым. Ниже — нет. Не исключены минимальные колебания курса ниже условного рубежа, но средневзвешенный курс доллара на белорусском рынке скорее всего останется выше этого уровня. На это и будем рассчитывать.

Куда отправиться за адреналином. Рассказываем, где можно покататься на аттракционах в Минске

Сезон аттракционов в Минске в этом году стартовал в конце апреля. Какие развлечения предлагают парки столицы, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Центральный детский парк имени М. Горького

2025 05 03 gorod attrakcziony v parke gorkogo miczevich 12 kopiya

Это один из самых популярных и старейших парков развлечений в Минске, где разместились 26 аттракционов для детей и взрослых. Батут «Трамплин-1», «Дракоша», цепочная карусель, детское колесо обозрения, «Собачки», мини-поезд, «Башня-прыгалка», «Мини-Джет», «Батут ГБ-4», игровой комплекс «Лабиринт», MARRY-GOROUND-10, «Квартет СТ-1», «Акватика» открыты с 10:00 до 21:00 со среды по воскресенье. Понедельник, вторник — выходные.

2025 05 03 gorod attrakcziony v parke gorkogo miczevich 2 kopiya 1

Аттракционы «Автодром», «Вальс», «Дикий поезд», «Микс», «Колобок», «Калипсо», «Зодиак», «Летающая тарелка», «Качелики», «Лазерный тир», «Драконы», павильон «Стереолайф рифтер 5D» и большое колесо обозрения начинают работать на час позже — с 11:00 — в те же дни.

2025 05 03 gorod attrakcziony v parke gorkogo miczevich 10 kopiya

Цены на одно катание варьируются от 1,5 до 6 рублей. Стоит отметить, что самый дорогой — аттракцион «Лабиринт». «Поездка» на колесе обозрения в закрытой или открытой кабинке стоит 4,5 рубля, а за 5 рублей можно прокатиться на «Свадебной карусели» и «Акватике».

Адрес: пр. Независимости, 19.

Парк культуры и отдыха им. Челюскинцев

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 13

С 11:00 до 21:00 со среды по воскресенье здесь функционируют 16 аттракционов: батуты, «Мини-джет», игровой комплекс, «Автодром», «Вальс», «Лебеди», «Колобок», «Калипсо», «Зодиак», «Катальная гора», колесо обозрения, цепочная карусель «Мультяшки», паровозик «Витоша» и др.

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 36 kopiya

Самые дорогие — 6 рублей — батут «Крутая Маша» и детский игровой комплекс. По 2 рубля — «Мини-джет», «Качелики», «Мультяшки» и паровозик. Одно катание на колесе обозрения обойдется в 4 рубля. Остальные — в пределах 4,5 рубля.

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 16

Адрес: пр. Независимости, 84/1.

Парк им. Уго Чавеса

2025 04 27 gorod attrakcziony na ugo chavesa pozhoga 20 kopiya

Парк подходит для семейного отдыха после спортивных мероприятий или прогулок. В парке 10 аттракционов: паровозик «Веселая радуга», батуты, лабиринт «Непоседа», «Автодром скоростной», «Вальс», «Летающая тарелка», «Микс», «Розовый слон» и др.

2025 04 27 gorod attrakcziony na ugo chavesa pozhoga 03 kopiya

Стоимость билета на одно катание варьируется от 5 до 8 рублей. Понедельник, вторник — выходные, в остальные дни время работы — с 11:00 до 21:00.

Адрес: ул. Казимировская.

Парк им. 900-летия Минска

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 44 kopiya

Всего в парке восемь аттракционов для детей и взрослых. Батутные комплексы, «Автодром», «Вальс», «Калипсо», «Колобок», «Летающая тарелка», «Мини-джет» работают с четверга по воскресенье с 11:00 до 21:00.

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 07 kopiya

Стоимость одного катания — от 1,5 до 3,5 рубля. При этом за посещение батутного комплекса надо будет заплатить 6 рублей.

Адрес: ул. Ташкентская, 33.

Альпийские горки

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 02 kopiya

Аттракцион представляет собой металлические рельсы, по которым перемещаются специальные двухместные сани. Они работают круглый год, но особенно популярны зимой и весной. Дети в возрасте от 3 до 12 лет могут кататься в сопровождении родителя (два человека в одну машинку). Стоимость одной машинки — 5 рублей. Предварительная запись не требуется.

otdyh razvlecheniya attrakcziony stolyarov 05 kopiya

Находятся они на ул. Корженевского, 45, к. 1.