Можно ли вернуть в магазин подарок и примут ли обратно вещь, которая больше не нравится

С каждым случалось такое, что успевшая полюбиться вещь спустя пару недель пришла в негодность, а привлекшее с первого взгляда платье или рубашка дома оказались совсем не к лицу. Как говорится, клиент всегда прав, но здесь есть свои нюансы. При каких условиях и в какой срок потребитель может сдать товар в магазин, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Утепляясь нынешней зимой, житель столицы столкнулся с ситуацией, которая случалась если не с вами, то с кем-то из знакомых. Минчанин купил зимнюю куртку в магазине, а на следующий день на кармане оторвалась кнопка. Казалось бы, решение простое: отдать в ремонт. Но зачем платить еще и за услуги ателье, ведь, скорее всего, это производственный брак.

— В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если покупатель приобрел товар и с ним что-то произошло, то прежде всего нужно обратиться в магазин. Это может быть устное или письменное заявление, а также Книга замечаний и предложений. В первом случае ответ потребителю должен поступить в течение 14 дней, во втором — не позже чем через 15 дней, — рассказывает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. Но бывает, что магазин не идет навстречу. Тогда покупатель может написать заявление, отправив его по почте заказным письмом. С момента вручения письма у продавца есть 14 дней для ответа.

Если и в этом случае продавец не признает вину, мол, сами оторвали или сломали, или просто не отвечает, прибегают к экспертизе. Если будет установлено, что дефект имеет производственный характер, то обратившемуся не только выплатят сумму за товар, но и возместят стоимость экспертизы и другие понесенные расходы.

— Например, покупатель приехал из другого города и купил товар, который после оказался с дефектом. Те деньги, которые он потратил на проезд или доставку, тоже выплачивает магазин, — комментирует А. Суша. Можно сказать, единичный случай из практики был, когда женщине оплатили даже билеты на самолет. Это было в те времена, когда из Гомеля в Минск можно было добраться таким образом. Покупательница приобрела обувь в Гомеле, ей отказались возвращать деньги, и она вынуждена была прилететь на экспертизу в столицу. В итоге потребителю возместили все расходы.

Все претензии решаются в добровольном порядке, а условия в каждом случае оговариваются между продавцом и покупателем. Но бывают и исключения, когда продавец отказывается от всех описанных выше вариантов. Тогда решение одно — обращаться в суд.

— Представим, что купили летнюю обувь и начали носить ее в конце апреля — мае. Обувь расклеилась и не подлежит носке. Могут ли в магазине отказать, сославшись на то, что носили не по сезону и модель не предназначена для эксплуатации в таких условиях?

— По закону на всякий товар устанавливается гарантийный срок. Он начинается именно с того момента, когда потребитель начал его использовать. Поэтому, если дефект выявился в этот период, сдать вещь возможно.

в тц
Фото носит иллюстративный характер

— Что делать, если о недостатках вещи стало известно по истечении гарантии? Она уже не подлежит возврату?

— Кроме гарантии есть еще срок службы товара. Как правило, у обуви он составляет два года, у большей части техники — 10 лет. В течение этого времени можно обратиться к продавцу. У оборудования обычно дефекты устраняют путем ремонта, и только в редких случаях проводят замену модели и расторгают договор.

— Можно ли вернуть товар, который приобрел на акциях или распродажах?

— Когда что-то выставляется на акцию, продавец должен обозначить, в связи с чем это сделано. Если есть какой-то дефект, то указать его. По этому случаю возвратить товар, конечно, нельзя. Но если в процессе эксплуатации выявились еще проблемы, то потребитель может возвратить вещь в обычном порядке.

Не исключение и интернет-магазины — на них действуют те же правила, что и на офлайн-торговлю.

Что делать, если подарок не подошел или вещь после покупки перестала нравиться?

С подарками всегда нужно быть начеку — то с размером ошибешься, то модель не ту подберешь. По закону есть 14 дней, чтобы возвратить товар. Обязательное условие — все бирки и лейблы должны быть на месте, а саму вещь ни разу не носили.

— Лет 10–15 назад люди грешили тем, что покупали, например, платье, чтобы сходить на одно мероприятие, а потом вернуть в магазин. Но обмануть эксперта почти невозможно. Опытный специалист даже при наличии бирки всегда определит, присутствует ли запах пота на вещи, посмотрит состояние окантовок, беек и других элементов, — комментирует А. Суша.

Но не все товары, которые по каким-то причинам вы передумали покупать, можно отдать обратно. Предпочитаемые многими в качестве подарка драгоценные изделия и парфюмерию вернуть не получится. То же самое касается нательного белья, чулочно-носочных изделий, бытовой химии, живых цветов и еще нескольких позиций. Полный перечень можно посмотреть здесь.

К тому же при возврате важна упаковка: фирменный пакет и коробка, как в случае с обувью. Кстати, если купили новые ботинки и решили один раз пройтись, чтобы проверить, не трут ли они где-то, право их вернуть автоматически утрачивается.

— Некоторые продавцы несколько лет назад не заполняли гарантийный талон, давая потребителю посмотреть, подходит ли ему та или иная вещь. Если талон не заполнен, а покупатель не возвратился в 14-дневный срок, то это считается фактом продажи.

Фото носит иллюстративный характер

Можно ли вернуть товар, не имея чека?

Предупреждения о том, что необходимо сохранять чек и упаковку, слышатся из уст продавцов достаточно часто. Многие после этого даже не рассматривают возможность вернуть товар без него. Но на самом деле в законе прописано, что отсутствие документа, подтверждающего факт приобретения, не является причиной для отказа в его возврате.

— Чек хранить, безусловно, надо. Но для доказательства подходят и свидетельские показания, элементы упаковки, тары. Закон о защите прав потребителей позволяет не хранить упаковку. Представьте, во что превратятся наши квартиры, если мы будем хранить все коробки? Поэтому достаточно хотя бы их элементов, — поясняет председатель БОЗП.

Можно ли возвращать в магазин продукты питания?

Купив мясо с душком или просроченный йогурт и не имея чека, мало кто пойдет разбираться в супермаркет, требуя возвратить деньги.

— Если столкнулись с некачественными продуктами, возвращать их нужно всегда. Ведь лучший контролер — сам потребитель. К слову, не так давно сама столкнулась с испорченным товаром. Купила скумбрию, которую на следующее утро намеревалась пожарить. Но запах, когда она оттаяла, был ужасный. Чек я не сохранила, но вместе с тем доказательства того, что рыба приобретена в этом магазине, есть: это подтверждают упаковка и маркировка. В таком случае продавец обязан вернуть деньги, — подчеркивает собеседница. Но, надо сказать, нареканий на продуктовые магазины сейчас почти нет.

А. Суша рекомендует потребителям внимательно смотреть продукты на скидках. И вспоминает: сама встречалась с тем, что в одном из супермаркетов на акции продавали просроченное.

— В таких случаях покупатель должен указать администратору магазина на этот недостаток, а всю партию обязаны убрать с продажи. Если люди будут обращать внимание на такие недостатки, это сможет уберечь многих от некачественной покупки.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ