izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии

Как минимум 6 тыс. подростков пришли на кинопробы на главную роль в фильме «Плюмбум, или Опасная игра». Что подкупило режиссера и какие эпизоды ленты снимали в белорусской столице — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 3

О чем фильм

Пятнадцатилетний Руслан Чутко по прозвищу Плюмбум (с лат. plumbum — «свинец») вступает в оперотряд, помогающий милиции ловить преступников. Парень успешно разоблачает воров и контрабандистов. Потеряв голову от успеха, он не брезгует откровенной низостью. Задерживает для галочки собственного отца как рыболова-браконьера. В итоге его тщеславие и обстоятельства приводят к тому, что влюбленная в него одноклассница Соня падает с крыши и погибает.

Неоднозначное кино

vadim abdrashitov 1

Вадим Абдрашитов

В 1985-м в СССР начались масштабные реформы. Социально-экономические и политические изменения происходили поэтапно. Общество не могло не отреагировать на события. Режиссер Вадим Абдрашитов говорил: «Всегда с началом исторического перелома появлялось огромное число «мутантов» — людей, превратно понимавших происходящее вокруг, проявлявших худшие качества в условиях вседозволенности». Вот и в этой ленте до конца не ясно, в какой роли выступает главный герой: Павлик Морозов, Робин Гуд или Иуда, принявший облик школьника.

Вадим остро чувствовал, как события в стране меняют людей, но не знал, каким образом выразить собственное видение в кино. Однажды в газете «Московский комсомолец» он прочел статью о юном помощнике народных дружинников, который на грани добра и зла пользовался свалившимися на него мизерными полномочиями. Режиссер показал заметку соавтору — сценаристу Александру Миндадзе. Они сразу сели за написание материала, довольно быстро создали литературную основу. Хотели выразить следующую мысль: безнаказанность, которую дает мало-мальская власть над людьми, опасна в руках духовно неразвитого человека. Она превращает его в нравственного урода, что и происходит с главным героем повествования.

Времена изменились и на «Мосфильме». Еще недавно цензоры не пропустили бы сценарий на подобную тему. Но в конце 1985 года приветствовали попытки проанализировать общество, существовал тренд на критические материалы. Никто не противился запуску в производство столь неоднозначной картины.

Будущие звезды

aleksandr mendadze 1

Александр Миндадзе

Сложными оказались поиски актера на роль главного героя Р. Чутко. Объявления о кинопробах разместили в московских и подмосковных СМИ. В результате попытать счастья на студию пришли как минимум 6 тыс. подростков. С каждым побеседовали режиссер и его ассистенты. На девятиклассника Антона Андросова из Москвы сразу обратили внимание. Несмотря на худобу и невысокий рост, в мальчишке чувствовались уверенность в себе, ум и характер. По словам постановщика, два последних качества невозможно сыграть — либо они есть, либо их нет. Школьника утвердили.

Попробоваться на роль Сони Ореховой, которая в финале падает с крыши, тоже хотели многие девчонки. Но повезло Лене Дмитриевой. Режиссер привел ее в свой кабинет, показал рисунок. Художник-постановщик интуитивно сделал набросок портрета, пытаясь представить ее героиню. Оказалось, девушка очень на нее похожа.

В картине снялись актеры, ранее уже игравшие в фильмах Абдрашитова. Среди них Александр Пашутин. В фильме он перевоплотился в отца Плюмбума. Предложил сцену, в которой он, экранные супруга и сын в семейной обстановке поют под гитару песню Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья». Тем самым подчеркивалось то, как шестидесятники, глядя на мир с долей наивной романтики, упустили поколение собственных детей.

Постановщик искал исполнителей в театрах, посещая спектакли, благодаря чему появилась целая плеяда звезд. Елена Яковлева на тот момент еще не снялась в «Интердевочке». Мелькнула в эпизодах нескольких картин. Сходив в «Современник», где она работала, Вадим Юсупович предложил актрисе сыграть Марию, девушку постарше, в которую влюблен главный герой. Амплуа командира отряда дружинников досталось Александру Феклистову. Таким же образом в ленту попали Сергей Серов и Владимир Стеклов. В образе школьного учителя можно увидеть никому не известного в ту пору Алексея Гуськова.

fd538812c6ab040bdbfa8e35339efb9c

В Минске 1980-х

Снимать начали в конце января 1986-го в Москве, а на февраль — март уехали в Минск. Почти все уличные съемки сделаны в белорусской столице. В кадр попали старое здание Минского железнодорожного вокзала, перрон, две башни на пл. Привокзальной. Главный герой бежит по пр. Ленина (ныне — Независимости) мимо ГУМа, магазина «Лакомка». Бродит по ул. Ленина рядом с 3-й больницей. Играет в городки на стадионе Белорусского политехнического института. Его друзья гуляют по парку им. Горького, а с С. Ореховой Плюмбум прохаживается в сквере возле пл. Победы, по набережной Свислочи. Все объекты не перечислить!

Вернувшись в Москву в начале апреля, в мае группа вновь собралась в Минск для съемки сцен на крышах перед падением главной героини.

Но 26 апреля случилась авария на Чернобыльской АЭС. Ходили слухи, что ветра занесли в БССР опасные элементы. Вопрос экспедиции рассматривали на самом высоком уровне. Решили, что каждый член съемочной группы вправе отказаться от поездки. Тем не менее все захотели поехать. Однако бюрократический процесс затянулся. В Минск киношники прибыли в июне. По воспоминаниям режиссера, он увидел опустевший город (кто-то уехал на дачу, дети — в пионерские лагеря. — Прим. авт.). Что его удивило: в магазинах, несмотря на сухой закон, свободно продавали красное вино. Согласно некоторым данным, оно способствовало выведению стронция из организма. Нужно отметить: паники в белорусской столице не было, хромала осведомленность.

e6213f6f27fdd6b250b3a65467a16c5b

Финальную погоню снимали на крыше жилого дома № 32 на ул. Ульяновской. С нее и упала героиня С. Орехова. Потом в московском павильоне создали декорацию — фасад этого здания с окнами и балконами, но в горизонтальном положении. На его фоне имитировали падение: под потоком воздуха от ветродуя Е. Дмитриеву тянули на вращающейся, как карусель, тележке. Камера снимала ее с двигавшейся параллельно платформы. Воспроизведение в замедленном режиме удивляет и сегодня: девушка летит вдоль фасада, оборачиваясь вокруг собственной оси. Специалисты не смогли разгадать, как удалось запечатлеть кадры. Компьютерной графики тогда не существовало.

screenshot 1 2 900x501 1

Лента вызвала немало споров. В начале 1987 года ее показывали в кинотеатрах. В сентябре картину удостоили золотой медали сената итальянского парламента на 44-м Венецианском кинофестивале. В 1988-м ее номинировали на премию «Ника» за лучшую сценарную работу и как лучший игровой фильм.

Кто хочет полюбоваться столицей БССР 1980-х, обязательно посмотрите ленту.

Еще материалы рубрики:

Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз

Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»

Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни

Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»

Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
МЧС предупреждает белорусов о гололеде 8 декабря

В воскресенье, 8 декабря, местами по республике ожидается гололед, на отдельных участках дорог — гололедица, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Белгидромета и МЧС.

гололед скользко

Сложные погодные условия могут затруднять движение транспорта, влекут за собой повышенный риск возникновения ДТП и гололедных травм.

Погода в воскресенье ожидается облачная, во многих районах страны пройдут осадки: дождь и мокрый снег. Местами возможен слабый туман. Ветер прогнозируется юго-восточный, 4–9 м/с. Температура воздуха в течение суток составит от –2 до +4 °С.

«Отец» Царь-пушки, первый аниматор, самый «мультяшный голос» СССР. Этот день в истории: 8 декабря

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 8 декабря в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1629 год. В Москве умер лучший русский пушечный мастер Андрей Чохов

moscow 1927747 640

Дата эта в значительной мере условна, как условны и предельно скупы все биографические сведения о великом мастере. Собственно, это тот редкий случай, когда о реально жившем человеке сохранилась информация, лишь непосредственно касающаяся его творчества, — как будто он не был живым человеком, не испытывал жизненных трудностей, не имел семьи, не страдал от болезней и неурядиц. Все, что осталось от долгой, а по тем временам необычайно долгой жизни Чохова, — это надписи на вышедших из его рук орудиях и их описания, да еще жалованные грамоты.

Мастер работал на московском пушечном дворе около шестидесяти лет — в царствование Ивана Грозного, Фёдора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия и Михаила Романова. Чохов, говоря современным языком, был «конструктором широкого профиля»: он отливал и небольшие пушки, и стенобитные пищали, и мортиры, и колокола, причем работал на славу, потому что частенько встречаются сведения о наградах, пожалованных мастеру. Его изделия отличались смелым новаторством, великолепным оформлением и изящностью отделки. При этом надо иметь ввиду, что в те времена литейный мастер должен был уметь делать все, что относилось к производству пушек и колоколов: проектировать (конструировать) свои изделия (в том числе и украшения на них), готовить формы для заливки, производить плавку необходимого сплава и заливку изделий и, наконец, осуществлять окончательную обработку и лично их испытывать, отвечая своей жизнью за правильность своих расчетов.

До сегодняшнего дня сохранилось двенадцать пушек, сработанных Чоховым: семь из них находятся в Военно-историческом музее Петербурга, три — в Московском Кремле, а две — в Швеции, куда они попали как военный трофей во время Ливонской войны.

Но, безусловно, венец деятельности Чохова — это знаменитейшая Царь-пушка, установленная в Кремле рядом с Царь-колоколом. По тем временам это было орудие, впечатляющее своей мощью и размерами: весом в две тысячи четыреста пудов (сорок тонн), калибром 890 мм, пушка была истинной гордостью русской армии. Когда высказываются суждения, что она была исходно нежизнеспособна, потому что при первом же выстреле ядром ствол должно было разорвать, незадачливые «специалисты» упускают из виду, что ядер никаких и не имелось в виду — орудие было создано для стрельбы «дробом». Так что тот неоспоримый факт, что из Царь-пушки ни разу не было произведено выстрела, — всего лишь каприз истории.

1844 год. Родился французский изобретатель, художник, популяризатор науки и предтеча мультипликации Эмиль Рейно

re

Вероятно, не всем известно, что анимация старше обычного «фотографического» кинематографа. Еще за три года до показа первой ленты братьев Люмьер, 28 октября 1892 г., в маленьком театре парижского музея Гревен состоялась премьера так называемых «светящихся пантомим». Их, в сопровождении музыки и шумовых эффектов, демонстрировал в своем «Оптическом театре» Эмиль Рейно.

Свой путь к первым сеансам «Оптического театра» Рейно начал еще в 1876 г., когда, соединив барабан зоотропа Горнера с усовершенствованной зеркальной системой фенакистископа Плато, создал новый, более совершенный прибор, названный праксиноскопом. Еще через четыре года изобретатель нашел способ проецировать на экран движущиеся картинки из своего аппарата.

Но это еще было не кино. Кино началось тогда, когда Рейно пришло в голову заменить считанные закрепленные на барабане изображения сматывающейся прозрачной лентой, которая несла от пятисот до полутора тысяч картинок. Это позволило перейти от демонстрации на экране элементарных движений к постановке небольших сюжетов. Рисунки выполнялись самим Рейно на желатиновых пластинках размером 4 на 5 сантиметров. Особый «волшебный фонарь» проецировал на экран отдельно нарисованную и соответствующую сюжету статичную декорацию.

Рейно был также пионером в области синхронизации звука и изображения, причем музыку для своих «мультиков» он тоже сочинял сам.

За время расцвета своего театра, с 1891 по 1896 гг., Рейно создал семь фильмов-пантомим. Изобретение в 1895 г. кинематографа нанесло делу Рейно сокрушительный удар: его рукотворные ленты не могли соперничать с более быстрыми в производстве и более дешевыми кинофильмами. Поначалу он безуспешно пытался заменить рисунки фотографиями, а затем, в порыве чувств, разломал свой аппарат и выбросил его вместе с лентами в Сену.

Умер Рейно в 1918 г. в нищете и забвении.

В честь первого показа в 1892 г. «светящихся пантомим» Рейно 28 октября отмечается как Международный день анимации. Праздник утвердила Международная ассоциация анимационного кино (АСИФА) в 2002 г.

1929 год. Родилась заслуженная артистка России Клара Румянова

707853

Ее по праву называют самым узнаваемым голосом отечественной мультипликации.

Как киноактриса она большой популярности не снискала, хотя и запомнилась многим по роли попадьи из «Двенадцати стульев» Леонида Гайдая, поддерживающей мечты супруга о свечном заводике. С 1960-х гг. Клара Михайловна почти перестала сниматься и ушла в «работу за кадром». Ее голосом говорят Чебурашка, Заяц из «Ну, погоди!», Малыш из «Малыша и Карлсона», Элли из «Волшебника Изумрудного города» — всего около трех сотен персонажей. А исполненную ею песенку «Облака, белогривые лошадки» распевали несколько поколений детсадовцев.

Личная жизнь у К. Румяновой не сложилась. В одном из интервью она признавалась: «С первым мужем-пианистом прожила три месяца, со вторым, актером, рассталась из-за его алкоголизма, а третий — вице-адмирал — беспричинно донимал меня своей бешеной ревностью. Разошлись. К слову сказать, я многим видным мужчинам нравилась — Сличенко, Магомаеву. Многим… А сейчас я одна. И детей нет. Ни одну беременность выносить не смогла».

Менее трех месяцев не дожила она до своего 75-летнего юбилея. Ушла из жизни в 2004 г.

1934 год. Родилась народная артистка СССР Алиса Фрейндлих

scale 1200 1

Ее отец Бруно Артурович Фрейндлих, известный ленинградский актер, был потомком тех самых немцев, которых Петр I привез в Россию, чтобы они начали здесь стеклодувное дело. Мать Алисы тоже была театральной актрисой.

«Я родилась в доме на Исаакиевской площади, — вспоминает А. Фрейндлих. — Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь. Когда мне было шесть с половиной, началась война. Хорошо помню, как я часами сидела и смотрела на стрелку часов, ожидая, когда же можно будет отщипнуть еще крошку от миниатюрной пайки хлеба. Бабушка не разрешала нам есть раньше времени и тем самым спасла от голодной смерти».

Алиса выжила и стала знаменитой актрисой. «Старомодная комедия», «Анна и командор», «Жестокий романс», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Соломенная шляпка», «Жестокий романс» — вот лишь несколько названий из огромного перечня фильмов, в которых она сыграла. А в иных даже спела…

Несмотря на солидный возраст, актриса продолжает играть главные роли в театре. Она уже дважды прабабушка. Считает себя счастливым человеком. А раскаивается только в одном — самом большом своем заблуждении: «Девять десятых времени своей жизни я думала, что все еще впереди. Ни черта!».

1999 год. В Москве подписан Договор о создании Союзного государства России и Беларуси

беларусь россия

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, которые были заложены Договором об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. и Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.

Позитивные перемены в процессе сближения двух стран начались после победы Александра Лукашенко на президентских выборах 1994 г. в Беларуси. Уже в мае 1995 г. были символически демонтированы пограничный столб и шлагбаум на границе Смоленской и Витебской областей.

Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 г. после обмена ратификационными грамотами между и. о. Президента Российской Федерации Владимиром Путиным и Президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Высшим органом Союзного государства является Высший государственный совет (ВГС). В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. ВГС решает важнейшие вопросы развития Союзного государства, образует органы управления, утверждает бюджет и международные договоры, выполняет другие функции.

Между Россией и Беларусью отсутствуют таможенные барьеры, граждане могут свободно въезжать в соседнюю страну по внутреннему национальному паспорту. Кроме того, реализуется согласованная социальная политика: граждане России и Беларуси обладают равными правами в трудоустройстве и оплате труда, получении образования, медицинской помощи и других социальных гарантий.

В 2021 г. президентами России и Беларуси были утверждены 28 отраслевых союзных программ, направленных на укрепление экономической интеграции, а также дальнейшее формирование единого экономического, технологического, культурного, научного, информационного и пространства. Достижение заявленных целей будет осуществляться поэтапно с учетом приоритета решения социальных и экономических задач.