В 2018 г. крупнейшее предприятие республики в своей отрасли ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» празднует юбилей *

Братья Раковщики 125 лет назад основали в Минске на Нижне-Ляховской улице — нынешней Октябрьской — небольшое производство дрожжей и спирта, а вскоре построили винокуренный завод.

С тех пор заводские корпуса из красного кирпича являются главной изюминкой этого места — своеобразным символом городской промышленной эстетики. А поскольку улица Октябрьская за последние несколько лет превратилась в крупнейший культурный кластер столицы, то именно тут, у стен завода «МИНСК КРИСТАЛЛ», на Октябрьской, 15, и решено устроить праздник в честь юбилея.

Фестиваль городской культуры, наследия и гастрономии «Октябрьская 15», или «ОК 15», пройдет 16 июня. Начало в 11.00. В программе праздника — живые выступления известных белорусских артистов, фуд-корты с разнообразными закусками, развлечения на любой вкус и множество фотозон.

— Для «МИНСК КРИСТАЛЛА» это первый городской фестиваль, — говорит генеральный директор ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» — управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» Станислав Иодис. — Мы гордимся своей историей, своими успехами и будем рады разделить их со всеми, кто придет на фестиваль.

На время фестиваля улица Октябрьская будет разделена на зоны, каждая из которых будет погружать гостей в определенную эпоху и яркие события, происходившие с Минском и заводом за его 125-летнюю историю. Это и времена основания завода Янкелем и Зельманом Раковщиками (ранее улица Нижне-Ляховская), и приход к власти большевиков (улица Леккерта), и период Великой Отечественной войны (улица Ворошилова), и «стиляжные» 60-е, когда завод получил название «Кристалл», а улица становится Октябрьской. В 1980 году рядом с «Кристаллом» на стадионе «Динамо» проходили футбольные матчи в рамках Олимпийских игр в Москве, и о них тоже не будет забыто — во время фестиваля пройдут состязания на ловкость, скорость и силу.

«Наше время» на празднике представят белорусские артисты эстрады — рок-группы «Без билета», «J:Морс», Drum Ecstasy, а также зажигательные танцевальные и вокальные коллективы.

Для гостей фестиваля также готовится презентация уникального издания — «Антологии белорусских блюд и напитков «История на блюде», которое было подготовлено и выпущено к юбилею предприятия.

— На эту идею нас натолкнула давняя находка. В 1991 году были рассекречены архивы завода, и мы смогли узнать удивительную историю основателей завода, предприятия и традиций производства, — рассказала Анна Золотова, начальник отдела стратегического маркетинга и анализа поставок на внутренний рынок ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» — управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП». — В 1944 году на складах и в подвалах Минского ликеро-водочного завода — так тогда называлось наше предприятие — были обнаружены этикетки 70 видов продукции. Они должны были быть наклеены, но из-за Великой Отечественной войны остались лежать в ящиках, поскольку в тот период завод выпускал только спирт и водку. Найденные этикетки являлись настоящей антологией белорусских крепких напитков, собранной за много веков истории нашей страны. Чего стоили одни названия — «Старка», «Дупель-кюммель», «Бенедиктовка», «Оллаш», «Ликер какао», «Перцовка», «Пейсаховка», «Какао-шуко», «Ерофеич», «Зверобой», «Запеканка», «Спотыкач», «Вишневка», «Нежинская рябина», «Горный дубняк»,

«Померанцевка горькая», «Английская черная», «Хинная», «Сливянка», «Терновая»… Так и представляется белорусский быт с его праздниками и кухней.

Рецептура напитков тоже оказалась уникальной. Все они производились на основе натуральных ингредиентов: ягод, специй, эссенций и масел, привезенных из разных уголков мира. Красители тоже всегда были натуральными: скорлупа орехов и семечек растений, кора деревьев, корки цитрусовых, высушенные цветы и травы. Мы решили издать антологию этих напитков, чтобы вернуть белорусам важную часть исторического наследия.

16 июня на фестивале «ОК 15» состоится торжественная презентация исторического издания с участием автора. Здесь же книгу можно будет приобрести для себя и близких.

— Мы надеемся, что наша антология вызовет интерес не меньший, чем наши напитки, — говорит Анна Золотова. — Подобные проекты — это то, что подогревает интерес к жизни и заставляет нас двигаться вперед.

Также к юбилею на заводе вспомнили историю предприятия послереволюционных времен. Тогда Минский ликероналивочный завод (так «МИНСК КРИСТАЛЛ» назывался в то время) помимо алкогольной продукции выпускал игральные карты.

Из истории известно, что с XVII века карты приобрели у белорусов невероятную популярность. Как правило, игральные карты печатались на заводах или в типографиях, где большими тиражами производились наклейки на спиртное и сигареты. До 1917 года эта сфера была монополизирована, а налоги от продажи карт поступали на содержание детей-сирот, которых традиционно опекали жены русских императоров. Каждая колода содержала наклейку-акциз, как и алкоголь.

— Мы нашли исторические сведения о том, что в 1925 году наш завод выпускал игральные карты, а также нашли настоящие экземпляры карт у коллекционеров, и практически полностью повторили их дизайн — говорит Станислав Иодис, генеральный директор ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» — управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП». — Возможно, в нашей стране или за ее пределами есть семьи, в которых до сих пор хранятся те исторические колоды, и мы были бы рады, если бы они нашлись. А пока мы решили предложить современным коллекционерам и любителям азартных игр стать обладателями игральных карт, выпущенных «МИНСК КРИСТАЛЛОМ» сегодня. Приобрести уникальную колоду карт от предприятия также можно будет на фестивале.

Так ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» отметит свое 125-летие. Пусть этот фестиваль станет прекрасным поводом для того, чтобы весело провести день огромной дружной компанией и получить самые положительные эмоции. Приглашаем вас и ваших близких посетить фестиваль и отпраздновать знаменательную дату вместе!

На правах рекламы

Самое читаемое