f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

В Беларуси для 9-классников разработали новое учебное пособие о Великой Отечественной

Разработано новое учебное пособие о Великой Отечественной войне для 9-х классов средних школ. Чем оно отличается от предыдущих, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».

28b688bf23791da75995b2c0b0b4876b

Новое издание учебного пособия «Великая Отечественная война советского народа в контексте Второй мировой войны» напоминает фундаментальный научный труд — столько в нем документов, карт, фотографий военного времени. Школьники найдут здесь текст знаменитого обращения Сталина по радио 3 июля 1941 года, фрагменты из договоров и международных соглашений СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции, отрывки из директив советского правительства и военных приказов.

Учебное пособие входит в 4-е издание учебного комплекса по истории Великой Отечественной для факультатива 9-го класса общеобразовательных средних школ. Его подготовили ведущие военные историки Беларуси под руководством академика Александра Ковалени. Комплекс включает учебное пособие для школьников, методическое пособие для учителей, хрестоматию, рабочую тетрадь и атлас.

Научить делать выводы

Авторы показывают ученикам идейную и организационную подоплеку войны. В книге есть и цитаты из гитлеровского плана «Ост», и военные документы противника. «Русские должны умереть, чтобы мы жили. Цель войны — превратить в руины сегодняшнюю Россию. Поэтому она должна вестись с неслыханной жестокостью», — это выдержка из приказа немецкого командования от 2 мая 1941 года!

— Наш авторский коллектив стремился показать Великую Отечественную через исторический контекст, — рассказывает старший научный сотрудник Центра истории науки и архивного дела Института истории НАН Беларуси Марина Краснова. — Так школьники смогут сами осмысливать факты и делать выводы. Для наибольшей объективности и достоверности мы опирались на документы СССР, наших союзников и противников. Впервые в учебной литературе опубликована карта раздела Чехословакии 1938 года и указаны все договоры, заключенные гитлеровской Германией со странами Западной Европы. Есть и рассекреченные документы из архивов. В книге много ранее не публиковавшихся фотографий и сведений о белорусах — героях Великой Отечественной. Впервые в учебной литературе для школ дана информация о принятом в Беларуси законе о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной.

marina krasnova

Много личного

Впрочем, пособие далеко от скупого изложения фактов языком военных приказов и директив. В нем много личных высказываний участников событий. И в этом тоже его новизна. Например, отрывок из книги британского журналиста Александра Верта, который во время войны работал в Советском Союзе, ездил по тыловым городам, не раз бывал на фронте: «Эвакуацию промышленности во 2-й половине 1941-го — начале 1942 годов и ее расселение на восток следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов СССР во время войны». Есть в учебном пособии и цитата из книги генерала Гейнца Гудериана «Воспоминания солдата»: «Наступление на Москву провалилось. <…> Мы потерпели серьезное поражение. <…> силы и моральный дух немецкой армии были надломлены».

— Мы хотели, чтобы дети узнавали о войне через призму человеческих чувств и эмоций, — поясняет Марина Алексеевна. — Поэтому включили в пособие и художественные произведения. Впервые для иллюстрации событий в книге использована сквозная рубрика «Война на экране», в которой предложены к просмотру фильмы «Щит и меч», «Молодая гвардия» и другие. В конце пособия помещены списки рекомендованной художественной литературы, документальных лент о войне, интернет-ресурсов.

Грабеж как метод геноцида

В такой трактовке тема экономических потерь нашей республики в годы Великой Отечественной также звучит в школьной учебной литературе впервые. Это стало возможным благодаря расследованию Генеральной прокуратуры Республики Беларусь фактов геноцида белорусского народа в годы войны. В учебнике приводятся новые документы. Один из авторов пособия, Сергей Новиков, разыскал их в архивах России и Германии, исследуя тему экономического грабежа оккупированных территорий во время Великой Отечественной войны.

Рейху нужно было обеспечивать немецкий народ и армию за счет захваченных земель. Гитлеровцы вывозили в Германию имущество советских предприятий и колхозов, отнимали у местного населения продукты питания, зерно, скот, домашнюю утварь, даже сливали керосин из ламп. Марина Краснова считает тотальный грабеж территорий одним из инструментов геноцида. Люди гибли еще и потому, что не выдерживали жутких условий жизни в оккупации. Гитлеровцы массово выгоняли население из домов и квартир в землянки. Далеко не всем удалось справиться с голодом и холодом, отсутствием медицины. А ведь фашисты еще и заставляли людей трудиться на тяжелых работах.

школьники музей

Учебник для детей или всей семьи?

Будет ли востребован школьниками на факультативах новый учебник? Ученые уверены, что да, ведь тема Великой Отечественной всегда вызывает очень большой интерес у подростков.

— Еще в предыдущих изданиях нашего учебного пособия мы ввели рубрику «Создаем летопись войны», — вспоминает Марина Краснова. — В 2004-м были живы многие ветераны, и школьники могли лично расспросить их о военной истории своего рода. У многих бабушки и дедушки партизанили, кто-то попал в тыл. Ребята выясняли, что их предки награждены орденами и медалями. Даже был случай, когда внук узнал, что его дед — Герой Советского Союза! Именно тогда мы сумели остановить уничтожение школьных музеев, которое началось в 1990-е годы.

Сейчас с помощью рубрики «Создаем летопись войны» ученые хотят направить детей в архивы и музеи — поискать сведения о том, что происходило на их Родине во время Великой Отечественной.

По словам Марины Красновой, новое издание пособия уже отпечатано и поступает в школы. Для тех, кто захочет познакомиться с ним уже сегодня, учебник доступен по ссылке полностью и бесплатно: https://uchebniki.by/rus/skachat/id02326s.

Справочно

Чрезвычайная государственная комиссия СССР к концу 1946-го установила, что немецко-фашистская оккупация нанесла Беларуси ущерб более чем в 35 годовых бюджетов республики 1940 года.

Фото Института истории НАН Беларуси

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Нижнем Новгороде обсудили роль русского языка в белорусской культуре

Третий Всероссийский научно-образовательный педагогический форум «Русский язык как основа гражданской идентичности и духовно-нравственного и культурного диалога народов России» прошел в городе — побратиме Минска Нижнем Новгороде в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова 15-16 мая, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

depositphotos 66831925 s 2019

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

В научных секциях приняли участие не только российские исследователи, но и ученые из Беларуси, Ирана, Италии, Китая, Таиланда, Узбекистана. Форум был торжественно открыт словами исполняющего обязанности ректора Никиты Авралева: «Русский язык — это важнейший флаг, который объединяет наш многонациональный народ!».

Особое место в диалоге культур занимает Беларусь, в которой русский язык сосуществует с белорусским в уникальном двуязычном пространстве, сохраняет свою объединяющую силу. В программе секции были представлены доклады преподавателей учреждений общего среднего образования Минска, исследовавших роль русского языка в формировании коммуникационных навыков социализации и читательской грамотности школьников. О том, как живет русский язык у белорусов, рассказала учитель средней школы № 43 г. Минска Светлана Шеметова.

— У нас в стране исторически сложилось двуязычие. На русском говорят в семьях, на улицах, в магазинах, в школах. Русский — это язык повседневного общения, язык науки и культуры— отметила С. Шеметова.

— А как русский и белорусский языки сосуществуют в Беларуси?

— Конкуренции точно нет. В школе четко разделены программы: есть уроки русского, есть белорусского. Но поскольку языки близкие, они только дополняют друг друга. Дети легко переключаются и обогащают свою языковую культуру. Русский язык в белорусских школах — это не просто предмет, это ключ к мировой культуре. Через русский язык дети знакомятся с классической русской литературой и учатся мыслить глубже.

— А есть ли стихотворение или писатель, который вас вдохновляет?

— Вы знаете, всегда, когда необходимо назвать лишь одно, мне очень тяжело. В каждом произведении, которое мы разбираем с детьми, я стараюсь найти что-то особенное, какую-то изюминку, заинтересовать класс. Но если говорить о любимых авторах, то это Лев Николаевич Толстой — его мудрость вне времени, и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин — легкость, глубина, музыкальность. Люблю его перечитывать.

Русский язык в Беларуси — не просто средство общения, а живой мост культурного обмена. Преподавательский опыт С. Шеметовой подтверждает, что именно через язык передается любовь к литературе, формируется грамотность, воспитывается уважение к культурному наследию и развивается умение глубокого мыслить.

Вместе с тем форум в Нижнем Новгороде продемонстрировал, что русский язык продолжает объединять народы, преодолевая границы и сохраняя наше общее духовное пространство.

Материал подготовлен по соглашению между Нижегородским областным информационным центром (НОИЦ) и агентством «Минск-Новости».

Авторы: студентки 3-го курса кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Мария Петрова и Кристина Стебина

Временами дождь и до +12 °С будет в Минске 17 мая

Облачная погода прогнозируется в столице 17 мая, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 17 мая 2025Прогноз погоды в Беларуси на 17 мая 2025

Ночью в городе обойдется без осадков, температура воздуха составит +3… +5 °С. В светлое время суток пройдет кратковременный дождь (вероятность более 90 %), столбики термометров покажут +10… +12 °С. Ветер будет переменный, 4–9 м/с.

В целом на большей части территории Беларуси ожидаются дожди, в отдельных районах не исключены грозы. В ночное и утреннее время местами образуется слабый туман. Затемно синоптики обещают +1… +7 °С, днем —+9… +19 °С. Атмосферное давление в дневные часы будет слабо падать.