В Беларуси могут ввести туристический кэшбэк для тех, кто путешествует внутри страны
Отдыхающим, которые бронируют туры по Беларуси, часть затрат предлагают возвращать на банковскую карту. Взрослым — около 20 %, детям — от 50 до 100 %. Подобным способом можно стимулировать внутренний туризм, считают в Республиканском союзе туристических организаций, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos
Пока неизвестно, одобрят ли эту идею в Министерстве спорта и туризма. По официальной информации, работа по внедрению механизма субсидирования таких туристических путешествий ведется согласно плану, утвержденному заместителем премьер-министра Игорем Петришенко 17 сентября 2021 г. Внедрение механизма планируется с января 2023 г., то есть еще через год.
Как отмечают в РСТО, на фоне различных ограничений, связанных с поездками за рубеж, внутренний туризм должен переживать определенный подъем. Так это и происходит во многих странах. В определенной степени благодаря политике субсидирования внутренних путешествий, которую поддерживает государство.
— Опыт различных стран говорит о том, что может быть два варианта финансового стимулирования поездок граждан по родной стране. Это так называемый кэшбэк, когда потребитель приобретает тур в туркомпании либо бронирует услугу на объекте туристической инфраструктуры (по специальной программе кэшбэка), и затем государство возвращает определенную часть затрат на карточку потребителя, — рассуждают специалисты.
Этот способ стимулирования внутреннего туризма отлично зарекомендовал себя в РФ. Российская программа уже переутверждается на 2022 г. При этом путешествие необходимо оплатить картой «Мир». После этого на нее автоматически возвращается 20 % от стоимости поездки, но не более 20 тыс. российских рублей. Таким образом государство поддерживает операторов, занимающихся внутренним продуктом (они ощущают приток клиентов), и стимулирует граждан путешествовать по родной стране.
Второй вариант — потребитель приобретает тур в туркомпании либо бронирует услугу проживания на объекте инфраструктуры со скидкой, а государство затем возмещает эту скидку продавцу.
В РСТО обсудили оба варианта и пришли к выводу, что в Беларуси оптимальным решением станет кэшбэк. Это достаточно простая схема, уже откатанная коллегами в России. Она не вызывает опасений, что деньги, выделенные на скидку, могут не вернуться, и очень хороша для клиентов, которые получают реальный стимул отправиться в поездку по собственной стране.
Что касается финансового механизма, то в Беларуси логично было бы предусмотреть возможность использования банковских платежных карточек Visa и Mastercard. Привязывать финансовый механизм к карточке «Белкарт» невозможно по объективным причинам — такими карточками пользуется малое количество граждан, поэтому, опираясь только на эту платежную систему, можно инициативу погубить. Но, как вариант, если карта станет более эмитированной, можно также использовать и ее.
Как подчеркивалось на заседании РСТО, вопросы стимулирования внутреннего туризма требуют детального рассмотрения. К примеру, серьезной проблемой с некоторых пор стали семейные путешествия. Туры по Беларуси недешевые, и они становятся все более недоступными для семей с небольшим доходом. Сегодня отправиться вчетвером в двухдневный тур, к примеру, в Брест или Гродно стоит немалых денег. В связи с этим, возможно, государству стоило бы рассмотреть отдельные кэшбэки для детей. Например, путешественникам до 6 лет — 100 % возврата стоимости тура, до 12 лет — 50 %.
Особых программ заслуживают пенсионеры и студенты. Можно было бы, считают в РСТО, предусмотреть для них кэшбэки или скидки на входные билеты в музеи и другие объекты познавательной туристической инфраструктуры.
— Наверное, тут возникает простой вопрос: какой, собственно, смысл государству стимулировать внутренний туризм в стране? Практически все соседние страны уже ответили на него. Деньги, выделенные на путешествия, остаются в стране. Растет рынок объектов туристической инфраструктуры, соответственно, увеличивается количество рабочих мест, созданных на внутреннем рынке. Впрочем, туризм — это не только отели и турфирмы, с этой отраслью тесно связаны общепит, развлекательные объекты, дороги, придорожный сервис и еще масса сегментов и отраслей экономики. Все получают деньги от того, что соотечественники больше путешествуют. Развитие внутреннего туризма приводит к тому, что лучше себя чувствуют музеи, заповедники, выставочные компании и санатории, — подчеркивают представители туротрасли.
Кроме того, имея развитый внутренний рынок, страна будет готова заняться и въездным туризмом, когда это станет возможным. Не нужно будет после открытия границ все восстанавливать или создавать заново.
И самое главное, внутренний туризм учит людей все больше познавать свою страну, любить ее, знать историю, быть патриотами. Программа кэшбэка прекрасно содействовала бы этим целям. Тем более что механизм уже разработан, остается только воспользоваться готовым опытом, приспособив его к нашим условиям, уверены в РСТО.