В Беларуси освоили выпуск низкобелкового питания. Рассказываем, кому это надо
Какие низкобелковые продукты производят в Беларуси и для кого, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com
«Депутат — не золотая рыбка», — говорил мне Дмитрий Шевцов, когда работал в нижней палате белорусского парламента. Но чудеса все-таки случаются, и самые заветные желания избирателей исполняются. Например, родителей больных детей, у которых с пеленок непереносимость белка. Эти взрослые мечтали о том, чтобы в Беларуси появилось специализированное питание для их особенных детей. И все сбылось! Спросите, при чем тут депутаты? С подачи парламентариев, как говорят, процесс пошел.
— Когда в 2016 году я стала депутатом парламента, в республике не было питания — ни белорусского, ни импортного — для больных фенилкетонурией и людей с хроническими заболеваниями почек, — вспоминает председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Людмила Макарина-Кибак. — Для больных детей и взрослых это питание получали в посылках из-за границы. В то время Юлия Артюх, моя помощница в парламенте (она же председатель Белорусского общественного объединения помощи детям, больным фенилкетонурией, «Будущее без границ». — Прим. авт.), говорила, что, когда родилась ее дочь, ей нужны были специальные низкобелковые молочные смеси. Находили немецкие — по цене 35 евро за стандартную упаковку…
— Дети подрастают, как их накормить?
— В том-то и дело. Одна мама (ее дочке 5 лет) говорила: «Ребенок просыпается — хочет есть. А что ей дать? Почти все нельзя. Огурцы, кабачки, укроп — вот и весь перечень. Если что из запрещенного схватит — головная боль, боли в животе, впоследствии нарушение психофизического развития». Знаете, какая проблема была! Дети, которым запрещен белок в любом виде, приходили в школьную столовую, все ровесники ели, а они голодные. Их нечем было накормить.
— И вы начали пробивать эту тему на всех уровнях?
— Примерно так и было. Мне говорили, что выпускать такое питание нерентабельно — всего 1 200 больных по всей стране. Но разве в этом дело? Мы должны заботиться о каждом. У нас много неравнодушных людей. Подключились ученые, специалисты Минздрава, производители. В республике есть Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию. На протяжении трех лет специалисты этого центра разрабатывали низкобелковые продукты. Сейчас линейка — около 20 наименований, причем не только для больных с фенилкетонурией, но и для тех, у кого серьезные проблемы с почками. Само производство открыли в октябре 2020 года в Марьиной Горке.
— Что там выпускают?
— Каши быстрого приготовления, макароны, смеси для выпечки кексов и печенья, смеси для картофельного пюре и клецек, гречневую и кукурузную крупы, а также сухие молочные продукты с пониженным содержанием белка. Кстати, очень вкусные кексы из этой смеси получаются. И чипсы — объедение! Дети же их любят, для них и сделали. Конечно, это не традиционные картофельные ломтики, обжаренные в масле. Это не вредная для больных деток продукция по особой рецептуре.
— Дорого?
— Стоимость отечественных низкобелковых продуктов в разы ниже, чем у импортных аналогов.
— Какие еще есть белорусские низкобелковые продукты?
— Сосиски, их в Орше выпускают.
— Никогда не видела в продаже.
— И не увидите. Это спецпитание. На заказ. В месяц примерно 200 кг заказывают и развозят больным детям, например. Родители благодарны. Сама лично была на дегустации таких сосисок. Вкусно!
Есть новые разработки в Институте мясомолочной промышленности (Минск) — молоко, йогурты с пониженным содержанием белка. Качество отличное.
Справочно
В Марьиной Горке начато массовое производство продукции для людей, больных фенилкетонурией. Это каши быстрого приготовления, макаронные изделия, смеси для выпечки кексов и печенья, смеси для картофельного пюре и клецек, гречневая и кукурузная крупы, а также сухие молочные продукты с пониженным содержанием белка. При этом на некоторые позиции получены разрешительные документы, которые дают право закупать эти продукты для учреждений образования — для детей, больных фенилкетонурией. Таких учеников стандартным школьным обедом не накормишь — им запрещен белок в любом виде.
Каждый год в Беларуси рождаются 15–20 детей с редким генетическим заболеванием — фенилкетонурией. Белок, попадая в организм такого человека, не распадается на отдельные аминокислоты, а накапливается в крови и оказывает токсическое действие на организм.
Смотрите также:
https://www.youtube.com/watch?v=RbsR_VmrPEQ