В белорусской столице открылся первый международный фестиваль «Арт-Минск»
Более 250 художников из 4 стран представили свои работы на первом международном фестивале «Арт-Минск», который открылся 27 апреля, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Его цель — превратить город в единую галерею, где каждый найдет художественный проект по своему вкусу. Так как многие авторы предложили несколько работ, количество художественных произведений, которые увидят жители и гости столицы, приближается к 700. Кстати, зрители имеют возможность определить лучшую, на их взгляд, работу.
Старт фестивалю дан накануне в двух точках: Республиканской художественной галерее «Дворец искусства» на ул. Козлова, 3, и филиале Национального центра современных искусств на пр. Независимости, 47.
Всего же задействовано почти два десятка выставочных площадок, в том числе в Национальной библиотеке Беларуси, Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура, Белорусской государственной академии искусств, Художественной галерее Михаила Савицкого, арт-гостиной «Высокае месца», арт-галереях «Мастацтва», «Предместье», «ДК» и других. На каждой — свой художественный проект.
Центром притяжения и главным высказыванием фестиваля стал проект во Дворце искусства.
В его залах на всех трех этажах представлено около 150 живописных картин, графических и фоторабот, скульптур, инсталляций, арт-объектов. В формировании экспозиции участвовал приглашенный из Италии независимый арт-критик и куратор, специализирующийся на исследовании актуальных арт-практик Стефано Антонелли. Именно за ним было главное слово. Знаток из Италии посетовал, что огромный Дворец оказался мал: иначе он выставил бы гораздо больше произведений белорусских и зарубежных авторов.
— Меня многое поразило в этом масштабном мероприятии, — сказал господин Антонелли. — И то, что подано более 800 заявок от авторов, причем ограничений на участие практически не было. И то, что фестиваль поддержали крупные финансовые компании. И то, что белорусское искусство, в которое я только-только погружаюсь, отличается многообразием художественных направлений. Беларусь — место, где встречаются культуры. Белорусское искусство может показать особенности, традиции и состояния, которые присущи только вашей стране. Работы, представленные для участия в фестивале, — проявления нашей идентичности. Однако выражение идентичности создает границы. Вместе с тем идентичность — это возможность начать отношения. Вот почему я хотел бы посвятить этот проект эстетике отношений. Пусть он станет поводом начать отношения с другими художниками и другими странами.
К слову, 28 апреля в 17:00 в рамках фестиваля «Арт-Минск» в культурном инкубаторе «OК16» на ул. Октябрьской, 16, состоится лекция Стефано Антонелли «От Микеланджело до Бэнкси через Малевича».
Сразу охватить разноплановую экспозицию во Дворце искусства — задача невыполнимая. Она будет работать до 21 мая без выходных, потому можно не раз наведаться сюда, чтобы понять и замысел итальянского куратора, и тенденции, которым следует белорусское изобразительное искусство. Недаром организаторы фестиваля поместили изображение глаза на логотип «Арт-Минск», а для всех посетителей отпечатали бесплатные специальные карты с указанием объектов, участвующих в фестивале.
Об этом говорили все, кто выходил к микрофону, — советник председателя правления «Белгазпромбанка» Владимир Сажин, председатель одной из секций Белорусского союза художников Александр Шаппо, искусствовед Александр Зименко и другие.
Мастера изобразительного искусства бьют не в бровь, а в глаз. Входишь на второй этаж — и тебя встречают скульптуры Сергея Бондаренко.
Эти огромные жуки, как рыцари, закованные в блестящие доспехи, стоят на параде искусств.
Много работ необычных, которые надо пристально рассматривать, порой эпатажных, призванных раздразнить посетителя, заставляющих заниматься поисками смыслов. Есть и виденные ранее на «Осеннем салоне с Белгазпромбанком», однако большинство — свежие, датированные минувшим и нынешним годами.
Пожалуй, самым большим живописным объектом в этом проекте оказалась картина Александра Некрашевича «Война миров».
Напротив шестиметровой громадной «Войны миров» куратор Стефано Антонелли разместил триптих Григория Иванова, посвященный Казимиру Малевичу.
Невольно задумываешься: война ведет к тому, что миры проваливаются в черную бездну — бездну черного квадрата Малевича?
Между этими живописными объектами куратор протянул по полу многофигурную скульптурную композицию Максима Петруля.
Максим Петруль считает, что скульптура — это не конечный объект, а процесс. Более того, он показал все стадии, которые проходит авторский замысел, прежде чем стать произведением искусства. Использовал пластилин, гипс, воск, песок, глину, металл.
В интервью «МН» известный скульптор горячо поддержал фестиваль, подчеркнул, что он нужен творческому сообществу, так как раздвигает горизонты мышления и способствует обновлению.
Еще один крупный объект, на этот раз фотографический, — проект Дины Данилович «Близость». Восемь фотографий. Восемь внутренних состояний. Тот случай, когда человек, снявший с себя одежду, обнажил душу.
Инсталляция Руслана Вашкевича «Павильон» несет на себе печать юмора, иронии и напоминает о том, что Дворец искусства время от времени отдает свои площади торговым организациям, благодаря чему финансово выживает.
Один из несомненных фаворитов проекта во Дворце искусства — художник Валерий Шкарубо.
Здесь представлено два его полотна. Это пейзажи, которые тяготеют к лирике и философичности при всей скромности тем и мотивов. Картины Шкарубо передают животворную силу родной земли.
На втором этаже Дворца находится большое скопление работ прибалтийских авторов. Их скульптуры и живопись не отличаются внешней яркостью, манкостью, но при более внимательном рассмотрении показывают всю парадоксальность мышления художников и тем самым надолго задерживают взгляд.
Целое созвездие прекрасных произведений прибыло из Эстонии, из таллиннской галереи SED ARTE. Ее арт-директор Ольга Любаскина любит белорусское искусство и Минск, сотрудничает с нашими учреждениями культуры. Сейчас во Дворце искусства можно увидеть скульптуры и живопись Тауно Кангро, Равшана Нура, Влада и Веры Станишевских, Юри и Хенно Аррак, Ирис Уук и других.
Благодаря SED ARTE есть возможность насладиться редкой красоты картинами Юрия Горбачева (масло, золото, бронза, эмали на холсте).
Этот самобытный русский художник более полувека живет в Нью-Йорке. Его произведения находятся в престижных музейных коллекциях, включая Лувр, Белый дом, Кремль, музей ООН, а также в частных коллекциях многих знаменитых людей планеты, в том числе экс-президента США Билла Клинтона и нынешнего президента Российской Федерации Владимира Путина.
Экспозиция поражает зрителя обилием аллегорий. Метафор и… ассоциаций.
Уже 2 мая в Национальной библиотеке Беларуси откроется следующий проект в рамках фестиваля «Арт-Минск», затем — следующий на очередной площадке…
Побывавшая на выставке во Дворце искусства первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома начальник управления культуры Виталина Рудикова отметила, что такое крупное городское арт-мероприятие проводится впервые, что искусство выходит за рамки минских музеев и галерей, и выразила надежду, что у международного фестиваля современного искусства «Арт-Минск» будет долгая жизнь.
Организаторами фестиваля выступили ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», Центр изобразительного и медиа-искусства «Новая культурная инициатива», Республиканская художественная галерея «Дворец искусства» Белорусского союза художников при поддержке Минского городского исполнительного комитета.
Фото Тамары Хамицевич