В Большом театре Беларуси ставят на пуанты Анну Каренину

В середине ноября нынешнего года в репертуаре Большого театра Беларуси появится собственная хореографическая интерпретация романа Льва Толстого «Анна Каренина», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в Большом театре Беларуси.

Оригинальный балет «Анна Каренина» в двух актах на музыку Петра Чайковского осуществляет молодой белорусский балетмейстер-постановщик Ольга Костель. Дирижер-постановщик — Андрей Галанов. Сценограф — главный художник театра Александр Костюченко. Костюмы от Нины Гурло.

Для того чтобы понять, какую задачу поставили перед собой авторы, совершим небольшой экскурс в историю постановок.

В ХХ веке балет «Анна Каренина» с музыкой композитора Родиона Щедрина, написанной для выдающейся балерины Майи Плисецкой (она была также одним из постановщиков спектакля), стал сенсацией. В 1972 году это вообще был первый полноценный балет по прозе Льва Толстого. В 1993-м в Мариинском театре (Санкт-Петербург) свою версию на музыку Петра Чайковского представил француз с русскими корнями Андре Проковски, однако она не имела особого успеха.

В ХХI веке интерес к героине не был утрачен, наоборот, он возрос. В 2004-м специально для Датского королевского балета «Анну Каренину» с музыкой Родиона Щедрина ставит Алексей Ратманский. А год спустя в Санкт-Петербурге «Анну Каренину» показывает Борис Эйфман, который сделал акцент на психологии героев и показал связь минувших и нынешних времен. По мнению критики, это весьма удачная пластическая интерпретация романа, возможно, лучшая на сегодняшний день. Эйфман обратился к музыке Петра Чайковского. А вот Джон Ноймайер, чья «Анна Каренина» идет сейчас в Большом театре России, Чайковскому в соавторы взял Альфреда Шнитке и Кэта Стивенса. Кроме названных есть и другие хореографические трактовки истории женщины, раздавленной то ли собственной страстью, то ли обществом, в котором она жила, — кто как видит.

…Мы пришли в репетиционный зал, чтобы с позволения театра понаблюдать за работой над балетом. Разминается материал финальных сцен первого акта. Пока это только приближение к образам. Идут поиски средств для выражения эмоций и поступков участников рокового треугольника. Так как партии готовят сразу несколько составов, видим трех Анн, трех Вронских, двух Карениных.

Репетируют ведущие мастера сцены, танцовщики с громкими именами и новые звезды. Сейчас они равны. Каждый старается понять мысль балетмейстера и показывает свой рисунок роли: Ирина Еромкина, Константин Кузнецов, Александра Чижик, Игорь Оношко, Юрий Ковалев, Анна Фокина, Олег Еромкин, Эвен Капитен. Полтора часа спустя становится понятно, что простого переложения великого романа на язык тела не будет, как не будет и хореографических иллюстраций к нему. На наших глазах рождается новое балетное произведение, в котором от романа Льва Николаевича остались лишь некоторые сюжетные ходы. Новое и первое в Беларуси.

Во время небольшого перерыва — несколько вопросов к Ольге Костель.

— Вы ставите историю любви? Или историю женщины, которая пытается вырваться из условностей своего времени?

— Я хочу показать на сцене диалог псевдонравственности и живого чувства. Конечно, чувство проигрывает.

— Из тех балетных постановок, которые были созданы до вас, какая вам ближе?

— Скорее, Бориса Эйфмана. Однако, в отличие от него, мне хочется показать, как разные люди, связанные с Анной, реагируют на столкновение с реальной жизнью. Жизнь иррациональна, несправедлива. И, кстати, мы сегодняшние живем так же сложно, как Анна. Как себя ведем? Как вообще в таких ситуациях надо себя вести?.. Вот о чем хочется размышлять.

— Как возник замысел этого балета?

«Анна Каренина» давно жила в моем сердце… А что еще ставить в наше время, когда за последние двадцать лет произошла инфляция моральных ценностей! Вместо подлинников нам постоянно подсовывают эрзац и говорят: это и есть счастье. Всюду латекс и силикон. Гели для душа называют «Счастьем», кремы для рук — «Восторгом», шоколадные батончики — «Райским наслаждением»… Лев Николаевич Толстой возвращает все на круги своя. При этом он предельно искренен, честен — это сейчас не в моде.

— «Анну Каренину» последнее время часто экранизируют, и люди думают, что знают роман Толстого, хотя, на поверку, от корки до корки прочли его немногие…

Знаете, я очень сожалею, что от самой читающей страны осталось только воспоминание. Молодежь вообще мало читает. Но когда приходит беда, люди ищут ответы на свои мучительные вопросы именно у Толстого и Достоевского. Читают и говорят: «Это же про меня!». И мой балет тоже про нас. Сначала все разрушилось в жизни Долли и все хорошо стало складываться в жизни Китти. А потом все разрушилось в жизни Китти и все начало складываться в жизни Анны…

— Ольга, а вы сами могли бы бросить сына ради мужчины?

Не знаю, но Анну не осуждаю.

Сегодня на репетиции мы увидели трех абсолютно разных героинь, и все они Анны. Вас это не смущает?

Это только радует. После каникул, на которые театр уйдет 8 июля, я думаю, начнется большая работа в головах всех участников процесса. И к осени материал отлежится, осмыслится… Анна — вулкан, гроза… Мне как-то попалась на глаза цитата Стефана Цвейга. Ее суть: как можно человека, пораженного страстью, втиснуть в логические рамки?! Это все равно что предъявлять претензии стихии.

Ольга Костель окончила Белорусскую хореографическую гимназию-колледж. С 1999 по 2004 год работала в труппе балета Большого театра Беларуси. Лауреат международных конкурсов. Стажировалась в Высшей школе танца Грет Палукки в Дрездене (отделение хореографии, класс Михаила Дикампа). В 2008-м с отличием окончила балетмейстерское отделение Высшей школы драматических искусств Эрнста Буша в Берлине (класс Дитмара Зайферта). Преподавала в Швейцарии и Германии. В Большом театре Беларуси работает балетмейстером-постановщиком с 2011 года. Поставила здесь балеты «Любовь и Смерть», «Метаморфозы», создала хореографию для нескольких оперных постановок, выступает режиссером концертов. Также хореография Ольги Костель была представлена в Великобритании, Швейцарии, Германии, Болгарии, Польше, Эстонии, Финляндии и России.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ