На территории центра экологического туризма «Станьково» обустроят интерактивные экологические тропы и площадки для наблюдения за животными в естественной среде обитания.
Как рассказал заместитель генерального директора по идеологии и экотуризму ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Сергей Ермак, сейчас идет согласование необходимых документов. Первые туристы посетят сафари-парк в начале 2015 года.
– Под угодья для фотоохоты и наблюдения за животными отведем около 300 га, – отмечает С. Ермак. – На этой территории поселятся благородные олени, косули, кабаны. Туристы смогут безопасно подобраться к ним на близкое расстояние. А некоторых даже покормить из рук.
Центр экологического туризма «Станьково» занимает территорию более чем 550 га. Здесь оборудовали зоосад, где живут свыше 50 видов животных и птиц, и даже реконструировали партизанский лагерь времен Великой Отечественной войны. Для отдыхающих обустроили гостиничный комплекс на берегу озера. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» ознакомились со всеми объектами центра экотуризма «Станьково».
Небольшие домики, похожие на расписные сказочные избушки, оказались птичниками. Многоголосый птичий гам, в котором то и дело выделяется молодецкое «Ку-ка-ре-ку!», слышен еще на подходе к зоосаду.
– Здесь живут более 30 видов пернатых, – отмечает С. Ермак. – Коллекцию собирали более двух лет по всей Беларуси и за рубежом. Птицам здесь комфортно, они в больших количествах несут яйца, из которых в нашем инкубаторе выводим птенцов. Поголовье увеличивается, и можно сказать, нам грозит перенаселение, поэтому кур и петухов готовы продавать.
Индийский павлин тем временем подал голос (надо сказать, не самый приятный для слуха) и, красуясь перед посетителями, раскрыл шикарный хвост. Не поленился позировать перед фотообъективом и его белый собрат.
– Слышали выражение «петух гамбургский»? Вот он стоит, на вас смотрит. Белый в темную крапинку, – начал экскурсию начальник зоосада Михаил Турыгин.
Рядом – еще одни красавцы. В птичнике живут фазаны разных пород – золотистый, охотничий, серебристый.
Вместе с фазанами по вольеру расхаживают арауканы. Эта порода кур имеет интересную особенность – несет яйца голубого цвета.
По словам начальника зоосада, цесарки несут лучшие яйца для пасхальных забав – они самые крепкие, разобьют любое другое. А самые красивые яйца (выглядят так, будто покрашены в луковом отваре, как обычно делали деревенские бабушки) несет другая порода кур – мараны.
– К нам часто попадают дикие птицы, которых раненными подобрали люди, – говорит М. Турыгин. – Например, этих куропаток привезли из-под Барановичей совсем заморышами. Думал, и месяца не проживут. Ан нет – отъелись, возмужали. Так же к нам попали аисты, канюки. Один лебедь в этом году прибыл из Налибокской пущи, его спасли местные жители и передали в зоосад.
Одна из куропаток рядом с фазаном и курицей породы падуан
По соседству расхаживают внушительных размеров куры породы орпингтон, выведенные в Голландии. На белорусских подворьях таких вряд ли встретишь.
В соседнем птичнике – куры, похожие на небольшие круглые пуховики. Из-за отсутствия жестких перьев даже крылья птиц кажутся сделанными из ваты.
– Породу выводили специально, чтобы ее пухом подушки набивать? – предположили мы.
– Вовсе нет! Это китайские шелковые куры. Они были предназначены для украшения садов высокопоставленных китайских вельмож. Таких птиц могла себе позволить только знать, – ответил специалист.
Когда подходим к очередным птичникам, куры (фазаны и павлины, видимо, слишком гордые птицы) охотно приближаются к сетке ограждения – вдруг что-то вкусненькое дадут?
Туристы, особенно маленькие дети, любят покормить пернатых. Баловать птиц здесь разрешают – курам хлебный мякиш не вреден.
Идем дальше.
Индюки, приметив чужаков, надуваются и гордо косятся на незнакомцев. Грозный гогот подымают холмогорские гуси. Между представителями этой породы в некоторых странах устраивали бои, такие же зрелищные, как и петушиные. А самыми любопытными оказались страусы.
Страусы в центре экологического туризма «Станьково» поселились в 2008 году – их привезли из Могилева. Цыплята, выведенные в августе, сейчас не уступают родителям в размерах.
Вторая часть зоосада предназначена для диких животных. Больше всего здесь, пожалуй, кабанов. В просторном вольере – молодняк.
– К Степке близко не подходите! Степан, иди ко мне! – скомандовал М. Турыгин, и к ограждению вольера, чуть ли не повиливая хвостом, как любимая собака, подбежал матерый волк. Его подруга Люська держится в стороне. Она осторожна – в мае принесет волчат. Приплод предыдущих лет настороженно смотрит на нас с дальнего края вольера.
– Степку изловили в лесу на охоте еще маленьким и принесли в зоосад в картонной коробке, – поясняет начальник зоосада. – Волк научился лапу подавать, и гладить его было безопасно. Однажды, когда его детям прививки делали, я чуть без штанов не остался – волки порвали их и утащили вглубь вольера. Пришлось их за такое дело немного погонять. После того случая Степан на меня как на врага смотрит. Злопамятный. Теперь в вольер не захожу и работников не пускаю. Когда у волков появляется потомство, у них характер меняется. За детенышей порвать готовы. Даже если до этого волк вел себя, как дружелюбный песик.
В соседнем вольере мирно уживаются Анфиска и Василиса – собака и медведица.
– Медвежонка (тогда он был размером с кошку) посреди дороги под Борисовом случайно заметили проезжавшие там молодые люди, – рассказывает М. Турыгин. – Подобрали, завернули в куртку, стали ждать: вдруг кто откликнется на отчаянные крики малыша. Но родительница так и не появилась. Когда звереныша доставили в зоосад, он боялся всего и предпочитал сидеть в самом дальнем углу. Мы не знали, что делать. А тут как раз у одной из наших работниц собака щенят принесла. Подсунули приемыша – она оказалась не против дополнительного рта и выкормила Василису вместе со щенками. Новая компания пошла медведице на пользу – она стала общительной, игривой.
В вольере медведица Василиса отчаянно заигрывала с рыженькой собачкой. Та на выкрутасы подруги реагировала спокойно, изредка порыкивала на расшалившуюся товарку, а то и сама гоняла ее по вольеру.
– Это и есть та мамочка?
– Нет. Это ровесница. Обеим почти год.
Двигаемся дальше.
В вольерах – целый выводок морских свинок, кролики, лисы. Одним глазом на нас посматривала неясыть – днем ей полагается спать, поэтому на посетителей она почти не обращала внимания. Зато охотно давала себя погладить пустельга – самый мелкий сокол.
– Пустельга ручная. Когда-то ее, с раненой лапкой, подобрала девочка. Она выходила птичку и принесла к нам, – пояснил специалист.
С любопытством на нас посматривали благородные олени, которые недавно сбросили рога, косули и лани. Зубр даже не шелохнулся.
Зато мощный, 400-килограммовый черный як Яшка, который приехал сюда из Коробчиц, был не против пообщаться и даже подставил широкую макушку, чтобы посетители его почесали.
– Не пугайтесь рыка Яшки, – успокоил нас М. Турыгин. – Он не со зла. Это одомашненный як, его еще называют хрюкающим. Дикий як молчит.
Его подруга, двухлетняя Яна, в это время скромно стояла в сторонке.
Из соседнего вольера на нас посматривала вислобрюхая вьетнамская свинья.
Похоже, на сносях. По словам провожатого, такая хрюшка приносит за раз около полутора десятков поросят. Из-за такой скорости размножения вислобрюшек в зоосаде вскоре станет больше, чем позволяют вольеры, поэтому поросят планируют реализовывать желающим.
Камерунские и романовские овцы, завидев туристов, охотно идут поближе к сетке вольера. Сразу видно, что посетители их вкусненьким не обделяют.
Покидая зоосад, на прощание чешем за ушком ослика Гошу, который переехал сюда из Туркменистана. Его подруга Маргоша поближе познакомиться с нами не пожелала.
Теперь мы направляемся в партизанский лагерь, вернее, его реконструкцию. Лагерь обустроили в лесу – там, где в годы Великой Отечественной войны базировался партизанский отряд имени Фрунзе. Но по пути заезжаем на конеферму. Здесь имеются несколько тяжеловозов, которых запрягают в карету, дилижанс или бричку. В таких экипажах особенно любят кататься молодожены (на территории центра достраивают церковь, где они могут обвенчаться) и их гости, а также посетители местной резиденции Деда Мороза.
Для взрослых и маленьких любителей верховой езды – скакуны и пони.
За лошадками здесь тщательно ухаживают.
Для любителей экстремальных скачек – механический бык, усидеть на котором не каждый сможет. Еще тут учат стрелять из арбалета по соломенным тюкам, на которых вывешивают мишени. А самые маленькие туристы гоняют на электромобилях прямо в бассейне.
…По дороге к партизанскому лагерю заезжаем к роднику. Сюда несколько лет назад во время визита в Беларусь приезжала мачеха принцессы Дианы леди Рейни Спенсер.
Рядом с крыницей возвышается реконструированная пограничная застава.
Дело в том, что до 1939 года по территории, которая сейчас принадлежит центру экотуризма, проходила государственная граница между СССР и Польшей. Теперь тут создан военно-исторический комплекс «Минский укрепрайон», который передали музею истории Великой Отечественной войны. В экспозиции – окопы и блиндажи, танки, гаубицы, полевая кухня, два паровоза 30-х годов прошлого века, доставленных сюда из Бреста, и многое другое.
…На территории партизанского лагеря находится природная достопримечательность – огромный 500-летний дуб.
На его ветках устроилась русалка, по цепи, обвивающей ствол, взбирается солидный кот, а на суку висит сундук. По словам С. Ермака, под сенью дуба назначал свидания местным красавицам сам граф Чапский, в чьих владениях была огромная территория в окрестностях деревни Станьково. А в 1812 году, поговаривают, тут отдыхал Наполеон.
Сейчас к зеленому старцу приезжают молодожены и, загадывая желание в день свадьбы, завязывают возле дуба цветную ленточку.
На входе в партизанский лагерь – караульная землянка. На столбах навеса – наглядная агитация и схема сборки-разборки пистолета-пулемета.
По поляне разбросаны землянки разного назначения – командирская, штабная, солдатская. Две отдельные оборудованы для комиссара и особиста. В других размещаются санчасть и типография. В этих землянках устроили музейные экспозиции.
– Экспонаты настоящие. Многое собирали по окрестным деревням, по чердакам и подвалам, – отмечает С. Ермак. – Когда создавали экспозиции, советовались со специалистами музея истории Великой Отечественной войны и с самими партизанами. Мой отец тоже партизанил, только не здесь, а в Гомельской области.
В ружейной мастерской среди слесарных инструментов лежит немецкий автомат, который называется «шмайсер», и небольшой миномет, частью которого оказалась обычная саперная лопатка.
Неподалеку от мастерской на полянке стоит деревянный столб с колесом от телеги наверху. По словам С. Ермака, это изобретение партизан. Они ставили пулемет на колесо, которое приделано так, что может свободно вращаться, и стреляли по летящим вражеским самолетам.
В землянках, не занятых музейными экспозициями, тут планируют с ночевкой размещать туристов, пожелавших побыть в роли партизан времен Великой Отечественной.
Чуть поодаль оборудована зона отдыха с навесом и мангалом. Одновременно здесь могут разместиться до 50 человек. А на берегу лесного пруда построена баня.
Местная изюминка – настоящий самогонный аппарат. По словам С. Ермака, реально действующий агрегат.
– Взрослые посетители вскоре смогут заглянуть на заводик с горячительным и в дегустационный зал, которые собираемся обустраивать, – отметил он.
Отдельная баня есть и на территории гостиничного комплекса.
Здесь же, на берегу озера размещены гостевые домики на 3 и 6 комнат. Сутки в 3-комнатном коттедже обойдутся в 1,8 млн рублей.
Возле домиков оборудованы мангалы, разных типов беседки. Они же, как и игровые площадки для малышей, разбросаны по всей территории центра экологического туризма.
Те, кому по душе привычный комфорт, могут устроиться в ресторане.
– А рыбалка у вас есть? – интересуемся мы.
– Пока нет. Озеро еще не зарыбили, – объясняет С. Ермак. – Территория водоема пока не огорожена. Если сейчас запустить рыбу, любители из окрестностей тут же оккупируют берега. Гостям улова может и не хватить.
Справка
В прошлом году центр экологического туризма «Станьково» посетили более 150 тыс. отдыхающих. Большая часть из них – белорусы. Здесь также побывали гости из России, Великобритании, США, Германии. По словам С. Ермака, места в гостевых коттеджах на период чемпионата мира по хоккею были забронированы еще до Нового года.
Фото Алексея Колесникова