В церквях 16 апреля прозвучит особый акафист в честь Пресвятой Богородицы

В пятницу, 16 апреля, на вечернем богослужении Церковь прославляет Царицу Небесную пением особого акафиста. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Начальные его строки — первый кондак — хорошо знакомы каждому православному христианину, поскольку звучат на многих службах, а также включены в ежедневное вечернее правило. «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». Это на церковнославянском. Текст отрывка, по мнению исследователей, является калькой с греческого оригинала и очень труден для перевода на русский язык. Известна интерпретация, выполненная святителем Филаретом Дроздовым, митрополитом Московским, в XIX веке, но тоже сложная для восприятия. «Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные и, как избавленные от бед, дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы, рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе: радуйся, Невеста неневестная!» Впрочем, если и не все слова привычны, общий смысл вполне понятен — благодарность и восхваление Богородицы.

Служба так и называется: Похвала Пресвятой Богородицы, либо Суббота акафиста. В календаре помечена завтрашним числом. Но поскольку церковный день начинается с вечера накануне, акафист прозвучит в пятницу.

Вообще-то, акафисты — форма неканоническая: хотите — пойте, хотите — нет. А нынешний, единственный, предписан Уставом к обязательному исполнению. Входит в Постную Триодь и поется лишь раз в году на 5-й седмице Великого поста. Он был написан первым, остальные — по его образцу. Впервые прозвучал в Константинополе в 626 году. Поводом послужило реальное историческое событие — избавление византийской столицы от интервенции персов и аваров. Было ясно, что сами по себе крепостные стены и воинское искусство небольшого гарнизона не защитят жителей. И тогда люди во главе с патриархом вышли на улицы крестным ходом. Во Влахернском храме хранились риза и пояс Пресвятой Богородицы, а также ее икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. С этими реликвиями народ и священники всю ночь обходили город, возносили молитвы и пели гимны Божьей Матери. И она помогла. Константинополь не пострадал. Захватчики ушли. А традиция славить Богородицу во время Великого поста осталась и вместе с православием пришла на наши земли. Как праздник окончательно утвердилась в XI веке.

Справочно

В воскресенье, 18 апреля, Церковь снова вспоминает преподобную Марию Египетскую.

С понедельника, 19 апреля, начинается 6-я седмица Великого поста — седмица ваий (пальм), в конце которой следуют два праздника: Лазарева суббота — 24 апреля — и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — 25 апреля. С 26 апреля — Страстная седмица. Пасха — 2 мая.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ