В Фаниполе могут наладить производство вагонов для столичного метро

На базирующемся в Фаниполе совместном белорусско-швейцарском предприятии «Штадлер Минск» уже несколько месяцев идет производственный процесс.

Как все начиналось

Контакты Белорусской железной дороги и швейцарской компании Stadler Rail Group завязались еще в 2010 году. Тогда в Минске был проведен тендер на поставку подвижного состава для городской электрички, который и выиграли швейцарцы. В скором времени они поставили в Беларусь десять современных электропоездов модели FLIRT. Они сейчас курсируют и на городских линиях, и в региональном сообщении. Эта комфортная, надежная и мобильная техника пользуется огромной популярностью у пассажиров.

Stadler_FLIRT_Minsk

Затем сотрудничество со Stadler Rail Group вышло на новый уровень – владелец швейцарской компании Петер Шпулер предложил реализовать инвестиционный проект по организации в Беларуси производства железнодорожного и городского пассажирского электротранспорта. В 2012 г. было зарегистрировано совместное предприятие ОАО «Электрический транспорт», которое в ноябре 2013-го переименовано в ОАО «Штадлер Минск». Его учредителем наряду со швейцарцами выступил «Белкоммунмаш».

Завод решили строить с нуля. Руководство Минской области предложило возвести его на территории свободной экономической зоны «Минск» в Фаниполе, где имелась соответствующая инфраструктура – железнодорожная ветка и практически все коммуникации. Строительство началось в апреле 2013-го, а уже в декабре того же года был сдан первый пусковой комплекс предприятия. Производственный процесс на ОАО «Штадлер Минск» организован с нынешнего мая.

Как идут дела

С предприятием познакомил первый заместитель директора – заместитель по производству Филипп Бруннер. 29-летний улыбчивый швейцарец до приезда в Беларусь успел поработать не только на родине, но также в Индии и Алжире.

IMG_1205

– Вот уже два года нахожусь в Беларуси практически постоянно. Мне нравится здесь жить и работать – ведь мы реализуем очень важный и интересный проект как для нашей компании, так и для российского железнодорожного оператора «Аэроэкспресс», – подчеркнул Ф. Бруннер.

Действительно, в мае прошлого года стороны подписали контракт на поставку 25 двухэтажных поездов модели KISS. 16 из них будут состоять из четырех вагонов, 9 – из шести.

Picture1

Всего Stadler Rail Group отправит в Москву 118 вагонов, которые обойдутся россиянам в 500 млн евро.

– Новые поезда, изготавливаемые для России, имеют определенные отличия от составов, которые производились до этого, – рассказал Ф. Бруннер. – Во-первых, размер российской колеи превышает западноевропейский, что позволяет выпускать вагоны больших ширины и высоты. Во-вторых, поезда для «Аэроэкспресса» перепроектированы специально под климатические условия России. И, в-третьих, вагоны изготавливаются из алюминия – по сравнению с традиционными стальными существенно уменьшится их вес, а, значит, снизятся затраты на эксплуатацию.

IMG_1145

Сроки реализации контракта достаточно жесткие – уже с середины 2015-го первые двухэтажные поезда должны начать перевозку пассажиров между центром Москвы и аэропортами Шереметьево, Внуково и Домодедово. По словам Ф. Бруннера, в осуществление столь серьезного проекта верили далеко не все, полагая, что для этого потребуется куда больше времени.

– Тем не менее все идет по плану, – отметил он. – Первые три поезда собираются на заводе в Альтенрейне, четвертый изготавливаем здесь, пятый – опять-таки в Швейцарии. А, начиная с шестого, производство (сварка, покраска, сборка и ввод в эксплуатацию) переместилось в Фаниполь.

IMG_1130

IMG_1146

– Первые три состава прибудут к нам из Швейцарии во второй половине октября, – сообщил Ф. Бруннер. – После того как осуществим здесь динамический запуск, планируем в середине ноября – декабре отправить их в российскую столицу. А первый из поездов, произведенных в Беларуси, собираемся поставить «Аэроэкспрессу» в конце января 2015-го. Думаю, что полностью заказ будет выполнен в марте 2016 года.

Почему все получается

Претворение в жизнь проекта было бы невозможно без использования оборудования лучших европейских производителей – в Фаниполе оно такое же, как и на других заводах швейцарской компании.

IMG_1142

– Практически каждый компонент современного поезда управляется с помощью компьютера, поэтому без высокотехнологичного оборудования, которое находится в цехе запуска, не обойтись, – пояснил Ф. Бруннер. – Но самое сложное оборудование у нас в цехе кузовов, больше всего станков – в сборочном цехе. Другим заводам Stadler Rail Group белорусский по оснастке нисколько не уступает. Скорее наоборот. Приведу такой пример. Обычно мы используем кран-балки грузоподъемностью 15 т, а здесь к нашим услугам 30-тонные.

А еще на фанипольском заводе поражают размеры цехов. Представьте: их длина – 190 м, ширина – 36, почти 25 м – высота. Это значит, что можно беспрепятственно перегрузить один кузов вагона через другой – высоты более чем достаточно.

AEX 1

Кроме того, на «Штадлере» большое внимание уделили обучению персонала. 140 белорусских специалистов стажировались в Швейцарии, 20 – в Польше, еще 10 – в Венгрии. Как рассказал Ф. Бруннер, обучение будет вестись и в дальнейшем, только уже в Фаниполе.

Заместитель начальника сборочного цеха Сергей Селивончик был одним из тех, кто изучал швейцарский опыт на заводе в Альтенрейне:

IMG_1229

– Обучали нас основательно: знакомили с производственным процессом, оборудованием, документацией. Наилучшие впечатления остались от того, насколько ответственно там относятся к делу. Поездка оказалась очень полезной – теперь нужно организовать то же самое у нас.

Что будет дальше

Отрадно, что сотрудничество компании Stadler Rail Group и Белорусской железной дороги продолжается. Сейчас в Швейцарии налажено производство первых двух одноэтажных поездов модели Flirt Intercity. Еще 9 таких составов впоследствии будут изготовлены в Фаниполе. Они смогут развивать скорость до 200 км/ч (уже используемые у нас швейцарские поезда разгоняются до 160 км/ч).

Важным направлением деятельности нового завода в перспективе может стать и производство вагонов для минского метро. А вот троллейбусы и трамваи пока будут собираться на площадке «Белкоммунмаша» в Минске. Новая модель трамвая уже демонстрировалась возле «Минск-Арены» во время майского чемпионата мира по хоккею.

stadler853-03

Впрочем, если поступит большой заказ на те же трамваи, их смогут производить в Фаниполе.

– Планируем не только обеспечить потребность Беларуси в новых видах транспорта, но и эффективно работать на рынке Таможенного союза, развивать экспорт в страны дальнего зарубежья, – поделился планами Ф. Бруннер. – Мы ведем переговоры о поставке своей продукции с Казахстаном, а с Азербайджаном такое соглашение уже подписано – в эту страну поступят 30 пассажирских железнодорожных вагонов. Сейчас их изготавливают в Швейцарии, и речь уже идет о следующем заказе. В таком случае не исключено, что часть вагонов для Азербайджана выпустим в Фаниполе.

Справочно

Stadler Rail Group – крупнейший швейцарский производитель железнодорожной техники. Заводы компании расположены в Швейцарии, Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Италии, Австрии, Беларуси, Алжире и США.

 Фото Сергея Пожоги

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Какие красивые, а где ходют? По закрытым маршрутам с Мясникова? М в Витебске как-то не видел. Опять дапша на уши?

Комментарии закрыты