В галерее «Университет культуры» открылась выставка к 85-летию Большого театра Беларуси

В художественной галерее «Университет культуры» торжественно открылась выставка «Театр. Insight», посвященная 85-летию Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в галерее.

Мы представили посетителям выставки историю театра, а главное — его сегодняшний день. Большой театр Беларуси — национальная гордость, один из символов страны, визитная карточка нашей столицы, — сказал генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко.

Многочисленные экспонаты, каждый из которых стал отражением отдельных историй, эмоций, переживаний и побед, сплели в конечном итоге причудливый узор, соединяющий прошлое, настоящее и будущее театра. Прошлое представлено в основном на фотоснимках. Театр — он назывался тогда Государственным театром оперы и балета — открылся 25 мая 1933 года оперой «Кармен» с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии. Беларусь обрела центр высокопрофессионального музыкально-драматического творчества и исполнительского искусства, приобщилась к европейскому оперному наследию, вошла в мировой культурный процесс.

Новейшая история театра началась весной 2009 года, когда белорусский Большой торжественно открылся после масштабной реконструкции. Модернизирована его сцена, новое дыхание обрели производственные цехи. И особое вдохновение открылось у творцов — артистов, режиссеров, музыкантов, художников… Каждый сезон они представляют столичному зрителю, гостям Минска премьеры, а также новые версии старых опер и балетов — «Набукко», «Аида», «Риголетто», «Тоска», «Турандот», «Севильский цирюльник», «Седая легенда», «Царская невеста», «Летучий голландец», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Золушка», «Жизель», «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история», «Маленький принц», «Витовт», «Шесть танцев», «Семь красавиц», «Любовь и Смерть», «Орр и Ора» и многие другие. Историю создания спектаклей можно проследить на выставке по фотографиям Валентины Филимоновой, Аники Неделько, Михаила Нестерова.

В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси созданы и работают в полную силу такие проекты, как Минский международный Рождественский оперный форум, фестивали «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», «Балетное лето в Большом», Большой новогодний бал… Заключены меморандумы о сотрудничестве с крупнейшими оперными театрами стран ближнего и дальнего зарубежья. Отечественные исполнители постоянно гастролируют. А в афишах самого театра все чаще появляются имена выдающихся зарубежных артистов, постановщиков и коллективов. Вкупе всё это работает на имидж белорусского Большого, на его репутацию. По данным Белстата за 2017 год, белорусский Большой — самый посещаемый театр страны: на его спектаклях и концертах в минувшем году побывали 227,5 тыс. зрителей.

Выставочный проект «Театр. Insight» притягивает прежде всего яркими и выразительными сериями эскизов и костюмов к операм «Аида» и «Набукко», балетам «Любовь и Смерть», «Сонеты», которые были созданы за последние восемь лет.

Особое внимание посетители обращают на эскизы к балету «Анастасия», премьера которого состоится в следующем сезоне. Премьеру ждут. И, глядя на эскизы, уже сейчас можно понять, как будет воплощаться замысел.

В отдельном зале представлены спектакли Большого театра Беларуси, которые были удостоены высоких государственных наград. Это оперы «Седая легенда» и «Царская невеста», балет «Витовт».

Притягивает внимание внушительный макет декораций к опере «Седая легенда» — это сцена Большого в уменьшенном масштабе.

На выставке показано творчество Екатерины Булгаковой, которая создает костюмы к спектаклям Большого театра Беларуси. Это она одела персонажей таких театральных постановок, как «Терем-Теремок», «Рита, или Пиратский треугольник», «Штраусиана», «Пахита»», «Сонеты» и других. Серия живописных работ Е. Булгаковой «Страсти по «Лебединому озеру» — настоящий гимн искусству балета.

Часть экспозиции посвящена детскому репертуару. Представлены костюмы, предметы бутафории и красочные афиши к спектаклям «Винни-Пух», «Айболит», «Волшебная музыка», «Терем-Теремок», «Чиполлино».

На открытие выставки пришли артисты Большого театра Беларуси, причем все они были одеты в костюмы своих персонажей.

Таким образом, среди гостей галереи оказались герои многих опер и балетов, в том числе детских.

Народная артистка Беларуси, солистка Большого театра Беларуси Нина Шарубина предстала в образе леди Макбет из одноименной оперы. О выставке «Театр. Insight» она высказалась так:

Непривычно, необычно видеть реквизит и костюмы не на сцене, а в выставочных залах. У меня сейчас очень острое чувство — как будто заново переживаю моменты премьеры, но при этом смотрю на знакомые вещи глазами зрителя.

— Нина Владимировна, вы ведь поете не только в постановках, но и участвуете в концертах. Много работаете?

Много. График насыщенный, что само по себе счастье для творческого человека. Большой театр, обе его сцены, филармония, концертные площадки на периферии страны, выезды с шефскими концертами в учебные заведения, воинские части, подразделения МВД, причем театр вывозит спектакли в концертном исполнении, а также отдельные программы, — все это придает смысл каждому прожитому дню.

Народные артисты Беларуси, солисты Большого театра Беларуси Анастасия Москвина и Владимир Петров появились на выставке как персонажи из разных опер: Москвина — как Сента из «Летучего голландца», а Петров — как Жермон из «Травиаты».

Вопрос, обращенный к обоим певцам, — не чувствуют ли они себя среди бутафорских натюрмортов экспонатами выставки — вызвал улыбки.

Мы находимся в своей среде — условной, театральной, декоративной и, естественно, родной. Мы в своей стихии, — отметил В. Петров.

Он работает в Большом театре Беларуси четверть века, а Москвина солирует здесь с 2002 года. Баритон и сопрано, они встретятся на сцене Большого театра через три дня — 31 марта — в опере «Евгений Онегин». На сей раз будут Евгением и Татьяной.

Давно не пели вместе, так что для нас спектакль станет знаменательным. Надеемся, что и для зрителей, — сказала Анастасия.

Петров начинал певческую карьеру в белорусском Большом именно с партии Евгения Онегина. Москвина — с роли Иоланты в одноименной опере. Эти роли остаются у солистов до сих пор одними из самых любимых. Из беседы о планах на будущее выяснилось, что в июне А. Москвина едет в Японию: будет исполнять в Токио партию Иоланты вместе с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева.

А вот о планах Белорусской оперы нам рассказал Михаил Панджавидзе, главный режиссер Большого театра Беларуси, обладатель медали Франциска Скорины, лауреат специальной премии Президента Республики Беларусь за значительные достижения в развитии современного оперного искусства и постановку спектакля «Царская невеста».

Идет напряженная работа над музыкальной драмой Рихарда Штрауса «Саломея», — поведал он. — Премьера назначена на начало сентября — ею мы откроем 86-й театральный сезон. Планов и проектов много, но моя главная забота сейчас — о «Саломее».

— А как бы вы охарактеризовали 85-й сезон? До его завершения осталось ровно три месяца.

Сезоном я очень доволен. На высоком уровне прошли международные оперные мероприятия — конкурс вокалистов и форум. Одной из самых масштабных репертуарных постановок театра стал балет «Корсар». Осенью у нас появилась новая «Травиата», в феврале я выпустил на сцену новую «Тоску», а сейчас все в предвкушении новой «Богемы» — премьера состоится 25 апреля.

— Что бы вы хотели пожелать своему театру?

Быть. Я очень люблю Большой театр Беларуси. Влюбился в него с того момента, как в 2010 году приехал в Минск, и это непреходящее чувство влюбленности греет меня до сих пор. Пусть театр всегда будет таким — большим и прекрасным, наполненным музыкой, настоящим украшением белорусской столицы, которую я, человек, приехавший из России, тоже полюбил искренне и нежно. Живу с семьей в Каменной Горке, которая также стала родной.

Александру Тихомирову, балетмейстера-постановщика, обладателя медали Франциска Скорины, мы попросили пройти в тот уголок, где разместились костюмы и реквизит балета «Маленький принц», который она поставила в 2015 году.

Мое знакомство с Большим театром Беларуси произошло в 1999 году, когда в качестве ассистента выдающегося балетмейстера Никиты Александровича Долгушина я приступила к работе над постановкой балета «Эсмеральда», — рассказала А. Тихомирова. — Был перерыв, а в 2010-м вернулась в Минск. (А. Тихомирова стала автором хореографии и постановщиком сцен в операх «Снегурочка» и «Аида», ассистировала Н. Долгушину во время работы над балетом «Сильфида». — Прим. авт.) Театр дал мне возможность сделать собственные постановки. Так, в репертуаре белорусского Большого появились балеты «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история», «Па-де-катр», «Праздник цветов в Чинзано», «Маленький принц», «Сонеты», «Орр и Ора». Приоткрою завесу тайны: сейчас работаю над двумя новыми спектаклями. Названия озвучивать не буду. Нужно сначала сделать, а потом говорить.

Во время открытия выставки «Театр. Insight» выяснилось, что место ее проведения выбрано неслучайно. Художественная галерея «Университет культуры» — одно из подразделений Белорусского государственного университета культуры и искусств. Сегодня в Большом театре Беларуси служат искусству 60 выпускников БГУКИ. В их числе — художественный руководитель балета, народный артист Беларуси Юрий Троян, который только что вернулся из гастрольного турне по Мексике: балетная труппа белорусского Большого за 48 дней дала 42 спектакля.

— Я оканчивал институт культуры, а университетом вуз стал позже. Но все равно мы одна семья, — подчеркнул он.

…Улыбки, поздравления, объятия, приятные волнения, красивая музыка, неформальные речи — всё это составило атмосферу настоящего праздника. Поздравить Большой театр Беларуси с юбилеем пришли его друзья, поклонники, партнеры — руководители столичных учебных заведений, предприятий, общественных объединений, творческая элита.

Выставка «Театр. Insight» будет работать до 10 апреля. Вход свободный.

Фото Елизаветы Добрицкой

ТОП-3 О МИНСКЕ

Загрузка...