В Генеральный план развития Минска внесут коррективы
В конце года на рассмотрение руководства республики будет представлен проект корректуры Генерального плана развития Минска.
О новых подходах в градостроительной политике корреспондент агентства «Минск-Новости» беседовала с главным архитектором УП «Минскградо» Александром Акентьевым.
– Предыдущая корректура была утверждена в 2010-м. Времени прошло не так много, почему возникла необходимость уже сейчас вернуться к разработке новой версии генплана?
– Когда в 2009 г. готовился предыдущий проект, национальной программой жилищного строительства в столице был установлен ежегодный ввод 2,1 млн кв. м жилья. Поскольку для комплексного строительства – не только домов, но и объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры – требовались триллионы рублей и это было неподъемной величиной для бюджета, мы обосновали снижение заданных параметров до уровня 1,2 млн кв м. Правда, уже тогда шла речь о строительстве жилья для минчан за пределами города. Курс на развитие городов-спутников рассматривался как механизм сдерживания роста столицы. Он не прозвучал в генплане, но в реальной политике обозначился.
Другой важный момент, изменивший будущее Минска, да и других городов страны, связан с ограничением освоения сельскохозяйственных земель для градостроительства. Поскольку намеченные ранее жилые районы за МКАД – Дегтяревка, Тарасово, Новый Двор, Щомыслица, Сенница, Ельница и другие – включают такие земли, их освоение потеряло актуальность. Все это должно найти отражение в генплане, почему и была начата его корректировка.
– Какие критерии стали для вас отправными помимо ограничений территориального расширения города и роста населения (в столице до 2030 г. должны проживать не более 2 млн человек)?
– Придать достойную огранку городу – такая задача поставлена перед нами Президентом страны. А это означает навести градостроительный порядок, эффективно используя имеющиеся ресурсы. Из нее и исходим.
Сегодня мы пытаемся пересмотреть стратегию инерционного, экстенсивного развития Минска и стать на путь реконструкции, регенерации и обновления. Речь идет о сущностном изменении методов планирования, проектирования и управления развитием города. Потребуются новые знания и навыки для организации строительства и на свободных, и на освоенных территориях. Чтобы выработать новые подходы в градостроительстве, нам помогают коллеги из институтов НАН Беларуси, ряда кафедр архитектурного факультета БНТУ, ведущих национальных отраслевых институтов и других научно-исследовательских центров.
– Существуют ли объективные критерии оптимизации планировки и застройки и что вы предлагаете использовать для будущего нашего города?
– Сегодня на слуху многочисленные декларации об идеальных городах – «экологический», «умный», «креативный», «новый урбанизм», «зеленый урбанизм» и другие. Однако обращает на себя внимание то, что все они, по сути, содержат известный и обязательный набор элементов обустройства городской среды. Среди прочего есть очень важный индикатор комфортности города – время на передвижение жителей. Оно в идеале составляет 30 минут (пешком плюс на транспорте). Такая величина на регулярные перемещения горожан к месту работы, обслуживания и отдыха на удивление устойчива и подтверждена многочисленными исследованиями в разных странах и разных климатических условиях. Когда мы с этой точки зрения взглянули на структуру нашего города, то в границах второго кольца определился Минск Центральный, а в секторах по его периметру Минск Северный, Минск Северо-Восточный, Минск Восточный… Все они в идеале могут рассматриваться относительно самодостаточными для полноценной жизни и формироваться как внутренние города Минска.
Планировалась традиционная для городов «пирамида» плотности расселения с понижением от центра к периферии. У нас же парадоксальным образом плотность расселения повышается к окраинам, образуя своего рода «кратер». И это при том, что застройка периферийных районов носит несбалансированный и монофункциональный характер.
– Что вы имеете в виду?
– К примеру, в западной части на территории Фрунзенского района проживают около 450 тыс. жителей, причем подавляющая часть – за пределами второго кольца (в модели – Минск Западный). На этой территории, за исключением парка им. 60-летия Октября, практически нет зеленых зон общего пользования. Обеспеченность местами приложения труда составляет около 30 %, в основном это сфера услуг (детские сады, школа, торговля). Есть дефицит других объектов. По населению район сопоставим с крупнейшим в республике областным центром, но если посмотреть, сколько в нем объектов услуг, культуры, информации, то увидим большую разницу не в нашу пользу.
– Каким образом можно повлиять на ситуацию?
– Нужны четкие ориентиры. Если мы поставим целью развития оптимизацию мест приложения труда спальных районов, то для ее достижения надо использовать все возможности, вплоть до занятости населения по месту жительства. В Испании, например, прямо в квартирах разрешается производственная деятельность по пошиву одежды, изготовлению сувенирной продукции, проектированию и так далее. И для нас эта идея не нова. Такая система до начала XX в. была и в нашей стране. Ремесленники с семьей жили на верхних этажах, а внизу обустраивали мастерские и магазины. Определенный опыт накоплен и в России. В Смоленске первые этажи многих панелек отданы под услуги. Надо и нам расширять возможности для самозанятости по месту жительства.
– Как быть с объектами культуры, досуга, спорта, как восполнить их нехватку?
– Для начала нужно признать необходимость их создания и, конечно же, зарезервировать незастроенные участки. Без развития культуры не будет развития инновационной экономики. В идеале такие объекты призваны формировать яркие архитектурные ансамбли городских улиц и площадей. К сожалению, сложившаяся практика максимального освоения территорий для ограниченного перечня инвестиционных объектов фактически исчерпала незастроенные наделы, а случается, «под нож» уходит и наше богатство – озелененные зоны.
Мы вместе с молодежью обсуждали, чего не хватает в Минске. И услышали, что нет пространства для самореализации, для творчества. Это решаемо. Можно приспособить часть неэффективно работающих предприятий, выделить площадки бульваров, скверов, парков и общественных комплексов, где можно было бы заниматься спортом и стрит-артом, представлять на обозрение плоды своих талантов и возможностей.
– Какие изменения ожидают сложившиеся микрорайоны?
– Нужно признать, что оптимальным для длительного пребывания жителей считается пространство квартала. Именно в нем создаются нормальные условия для жизни и отдыха. Микрорайон же в большей степени общее, а значит, ничейное пространство, в котором трудно объединить людей, обеспечить их безопасность. Там множество транзитных пешеходных дорожек, но нет уютных зон отдыха. А дворовые пространства домов либо совсем маленькие, либо рассчитаны лишь на детей младшего возраста и, может быть, пенсионеров. Но поскольку в столице застройка в основном микрорайонная, придется по-новому организовывать там пространственную среду: разбить пешеходные аллеи с местами отдыха, возможно, организовать велодвижение, упорядочить парковочные места.
– Как планируется жилищное строительство, если границы города не расширяются. Где же строить?
– В ближайшие годы будет завершено формирование районов массового жилищного строительства Лебяжий, Каменная Горка, Сухарево и Лошица. Социально и экономически эффективно создавать жилые районы в северном секторе города. Большие резервы есть в восточной части столицы, однако эти удаленные земли бывших военных полигонов будут осваиваться по особой программе «нового города». Станет возможным возведение жилья на высвобождаемых участках, включая площадки специальных территорий Министерства обороны, аэропорта Минск-1, бывшей птицефабрики им. Крупской, заводов им. Кирова, «Горизонт» и других.
Специалисты института НИПТИС им. С.С. Атаева оценили резерв реконструкции кварталов индустриальной жилой застройки 60–80-х гг. ХХ в. с увеличением фонда до 4 млн кв. м. Если мы с вами положительно оцениваем опыт развития столицы на продолжении линии метро в жилых районах Уручье и Восточный, то на перспективу и за пределами МКАД на брестском, гродненском и могилевском направлениях, на продолжении метро также целесообразно зарезервировать строительство жилых районов.