С незапамятных времен в нашем обществе существует то ли выражение, то ли понятие «войти в положение»
Как правило, употребляется оно в тех случаях, когда намереваются не только простить нашкодившего, но и пожалеть его, посочувствовать и непременно помочь материально.
«Войдите в наше положение, – просят банки, взвинчивающие процентные ставки по кредитам, – мы тоже люди, и нам жить надо». В то же положение приглашают транспортные монополисты, в своем стремлении быть впереди планеты всей оснастившие городской транспорт всевозможными электронными прибамбасами, бесконечно меняющие названия остановок, остановочные навесы, что требует немалых средств. Никто не против, если бы все эти действия не происходили в период мирового кризиса, диктующего максимум экономии средств и отказ от необязательных трат.
А что сказать по поводу обращения в редакцию садоводов из Гродненской области, с которыми столичное плодоовощное заготовительное предприятие восемь месяцев не рассчитывалось за отданные осенью, давно проданные и съеденные минчанами яблоки? Ответ и фермерам, и редакции был один – войдите туда же, мы на картотеке. Понять же крестьянина, купившего в кредит трактор, нуждающегося в садовых инструментах, складских помещениях, удобрениях, не удосуживались. До вмешательства городских властей, в течение суток решивших вопрос.
К сожалению, желающих войти в ситуацию человека-труженика, стоящего в основании сложной общественной пирамиды и держащего ее на своих плечах, немного. В первую очередь, конечно, Президент, заключающий международные договоры на поставки нашей продукции, отменяющий нелепые нормативные акты и тем самым возвращающий ситуацию в исходное положение – с головы на ноги. Руку на пульсе рабочего человека держат профсоюзы. И если при советской власти они большей частью занимались распределением элементов «роскоши»: путевки, автомобили, дачные участки, то теперь в их заслуги входит инициатива по отмене нелепого положения, позволявшего увольнять кормящих матерей, протесты по поводу несовершенной оплаты больничных листков, их неутомимая деятельность по охране труда, сохранности рабочих мест…
И тем не менее…
Воскресенье. Послеобеденная укороченная на два вагона электричка (простите, электропоезд региональных линий эконом-класса). На сиденьях, в проходах, в тамбурах сидят, стоят, висят мамочки с малышами на руках, инвалиды с костылями под мышками, беременные женщины, пенсионеры с ведрами, наполненными ягодой и огурцами, молодые люди с рюкзаками. Что делают они в этом столпотворении, в этой немыслимой тесноте и неудобстве? Правильно! Входят в положение железной дороги! Именно она ежедневно сокращает электрички (простите, электропоезда региональных линий эконом-класса), отцепляет от них «лишние» вагоны. Именно она не замечает лета и ни сном ни духом не ведает о том, что люди загорают на пляжах, везут дары дачных огородов, навещают деток в загородных оздоровительных лагерях и престарелых родителей в пристоличных селах. И от этого незнания вместо предоставления добавочного подвижного состава, сокращает количество вагонов в наличествующем. Что вызывает не только раздражение пассажиров, а и озлобленные диспуты о несостоятельности транспортного руководства, саботаже предвыборной кампании, слабости властных структур или их оторванности от народных нужд.
Мы, конечно, входим в положение уважаемой железной дороги. Понимаем, что надо приучать жителей Орши, Молодечно к дорогим поездам бизнес-класса, а дачников, имеющих участки до Руденска и Заславля, к поездам городских линий, стоящих дороже обыкновенных электричек. Равно как понимаем, что и билеты на эти самые обыкновенные донельзя демократичны и стоят копейки. Но готовы приучиться и приобщиться к более дорогим, да только не останавливается «бизнес-класс» на дачных полустанках и не идут «городские линии» дальше Руденска и Заславля, за которыми как раз и наблюдаются самые крупные скопления садоводческих участков. Потому и вынуждены входить в положение ведомства молодицы, перегруженные ягодой, детками, рюкзаком, а порою и своим не менее интересным положением.