В какие приметы верят авиаторы, и легко ли управлять винтокрылой машиной

Нелегка служба военного летчика! Но и романтики в ней хоть отбавляй. К такому выводу пришел корреспондент агентства «Минск-Новости» после общения с экипажем многоцелевого вертолета Ми-8 МТВ-5.

С летчиками приехал знакомиться в Мачулищи, где расположена авиационная база.

Заходишь в кабину винтокрылой машины и понимаешь: без специальных знаний и умений управлять столь грозной боевой техникой просто невозможно. Здесь, как и в автомобиле, есть педали, но вместо руля — ручки управления. С левой стороны обустроено рабочее место командира экипажа. Он управляет вертолетом, поддерживает радиосвязь. Именно командир отвечает за исход полета. С правой стороны находится штурман. Его главная задача — вывести машину в заданный район согласно маршруту. Бортовой техник отвечает за работоспособность и боеготовность вертолета перед вылетом. В полете контролирует работу систем и агрегатов.

Прежде чем начать задавать вопросы, прошу членов экипажа вкратце рассказать о себе. Как выяснилось, все трое обучались в Военной академии Республики Беларусь на авиационном факультете, но в разное время.

Старший летчик вертолетного отряда особого назначения вертолетной эскадрильи на Ми-8 капитан Дмитрий Конопляник родом из Солигорска. Окончив школу, поступил в военный вуз. После выпуска год служил на боевой вертолетной базе, потом перевелся в Мачулищи на должность командира вертолета.

Летчик-штурман старший лейтенант Илья Лазарев родился в Барановичах в семье офицера. Решил пойти по стопам отца. На авиабазе с 2017 года.

15 лет отдал любимому делу авиационный техник капитан Антон Пастушонок. Его отец в свое время служил в Мачулищах в должности старшего бортового инженера-инструктора. У Антона оба деда авиаторы. Так что общий стаж летной династии давно перевалил за 100-летнюю отметку.

— Почему вертолет, а не самолет?

— Выбор в пользу вертолетного дела сделал при обучении на авиационном факультете, — поясняет Д. Конопляник. — Да, наша техника не такая скоростная, как те же истребители или штурмовики. Однако Ми-8 МТВ-5 способен подняться на высоту до 6 000 м и опуститься максимально низко к земле, выполнить посадку в любом подходящем месте, даже на опушке леса. Самолету это сделать практически невозможно.

— И как там, на высоте?

— Прохладно. Лично мне доводилось подниматься на 4 000 м, когда выпускали парашютистов, говорит Д. Конопляник. — Интересно наблюдать картину: внизу льет дождь и хмуро, а за облаками светит солнце. Непередаваемые ощущения!

— Что может помешать вылету?

— Сильный ветер, гроза, ливень, другие опасные явления природы осложняют полет. И здесь многое зависит от уровня подготовки экипажа, уверен командира вертолета.

— Человеку с гражданки ваша профессия кажется невероятно рискованной.

— Не без этого. Но у нас служат лучшие инженеры, борттехники, которые грамотно эксплуатируют и готовят авиационную технику к полету. И мы им доверяем, — говорит Дмитрий.

— Какими качествами должен обладать военный летчик?

— Быть целеустремленным, уверенным в себе, уметь грамотно и быстро принимать решения, потому что в воздухе долго думать не приходится. В ходе полетов мы постоянно отслеживаем обстановку, месторасположение других экипажей. Штурман в этой ситуации должен вывести вертолет независимо от дальности полета в конечный пункт маршрута с точностью 10 секунд. На тренировках за это выставляют оценку «отлично». Небо — та же дорога, только без знаков. И правила полета по заданным маршрутам здесь нужно четко выполнять, — отмечает И. Лазарев.

— Авиаторы верят в приметы?

— Я бы сказал, нам присущи традиции, которые нужно соблюдать. Летчики никогда перед вылетом не фотографируются. В авиации нет 13-го борта. Есть 12-й и 14-й. 13-го числа в небо поднимаемся в случае крайней необходимости. Существует также традиция отмечать первый самостоятельный вылет. После приземления летчик принимает поздравления коллег и в свою очередь каждого угощает сигаретами с надписью: «За первый самостоятельный вылет», рассказывает Дмитрий.

— А еще в речи не используем слово «последний» — только «крайний», добавляет Илья.

— Как устроен ваш быт?

— Дмитрий и Илья снимают квартиры в Минске. Кстати, оба холостые. Я живу в Мачулищах, вместе с женой Александрой растим сына Романа. Малышу всего полгода. Он любит играть с самолетиками и вертолетиками. Подрастает в семье будущий авиатор, с улыбкой говорит А. Пастушонок.

— Вы как-то приветствуете свой вертолет?

— Экипаж Ми-8 МТВ-5 прикрыт металлокерамической броней, которая защищает наиболее важные агрегаты и узлы. Так вот, каждый раз, подходя к машине, похлопаю рукой по броне, поприветствую. В конце дня, прощаясь с вертолетом, обязательно говорю машине: спасибо за работу, пока-пока, отвечает Антон.

Справочно

В Военной академии курсантам дают право выбора, в будущем летать на самолете или вертолете.

Фото Сергея Пожоги

Самое читаемое