В каких нарядах выходили замуж наши прабабушки и почему невеста не должна бросать подружкам свой свадебный букет

Осень у наших предков была самой горячей свадебной порой. Урожай собран, до поста еще далеко – можно закатить пир на весь мир. 

осенняя свадьба 2

Считалось, что лучше всего жениться в сентябре. Это обещало долгую, счастливую и размеренную семейную жизнь.

Вот и в минских загсах в сентябрьские пятницы и субботы не стихают звуки марша Мендельсона и крики: «Горько!». Стало хорошей традицией регистрировать брак в День города. Нынешний год – не исключение. Новобрачных не смутил и тот факт, что праздник пришелся на 13-е число. Завтра девять пар (по одной от каждого района) свяжут себя семейными узами в стенах концертного зала «Верхний город».

 

Цветок апельсина

Современные невесты словно соревнуются в том, чей наряд пышнее или оригинальнее. И хотя фаворитом остается белое платье, в свадебной палитре сегодня присутствуют все цвета радуги. Фантазия дизайнеров не знает границ: подвенечное платье украшают даже фрагментами произведений великих художников и композиторов!

1O9A6965

– В начале XX века свадебным платьем было любое нарядное платье, которое девушка могла использовать в дальнейшем для других торжеств, – рассказывает Галина Мешкова, историк белорусской моды, кандидат искусствоведения, доцент кафедры костюма и текстиля факультета дизайна Белорусской академии искусств. – Часто наряд невесты состоял из юбки, блузы и жакета на пуговицах с широким воротником. Вместо фаты образ завершала широкополая шляпа.

свадьба 1920-е

С приходом 1920-х годов стиль всех платьев вообще и свадебных в частности начал меняться. Силуэт стал более мягким и свободным. Платье стало короче – достигало середины икры. В моду вошла очень длинная фата, которая тянулась за невестой на пару-тройку метров. Ворот платья стал более открытым, чаще всего круглой или квадратной формы. Фата, тиары были декорированы лентами, цветами или кружевом и почти полностью вытеснили шляпы.

Послевоенная свадьба 1

послевоенная свадьба 2

В послевоенное время свадебное платье заменили строгие серые костюмы: юбка ниже колен и удлиненный пиджак. Женихи надевали военную парадную форму и ордена…

1334127583_christian-dior-new-look-5

– В 1947 году Кристиан Диор переворачивает моду: создает очень женственное платье – мягкий полукорсет, осиная талия и пышные юбки. Вырез горловины – открытый. Женщина-куколка – утонченная, изящная, как цветок розы, – в глазах Галины Яковлевны ловлю восхищение творением модельера. – Диор завоевал весь мир своим платьем. Мужчины за годы войны соскучились по женской красоте…

Грейс Келли

Грйс Келли 2

В 1950-е случились две громкие свадьбы. Платье невесты принца Монако Ренье III актрисы Грейс Келли было сшито дизайнерами MGM из тончайших кружев, 25 м шелковой тафты и 90 м тюля. Фата короткая спереди и очень длинная сзади была украшена вышивкой и жемчугом.

Жаклин 1

Жаклин 2

Жаклин 3

Жаклин 4

 

А репортер ежедневной газеты The Washington Times-Herald Жаклин Бувье вышла замуж за будущего президента США Джона Кеннеди в платье из шелковой тафты цвета слоновой кости с пышной юбкой, украшенном лентами и цветами. Девушки во многих странах мира стали копировать наряды этих звездных невест.

платье 1960-е

– В 1960-е годы воцарился минимализм, – продолжает экскурс в свадебную моду Галина Мешкова. – Простое маленькое платье, на которое шло 1,2 м ткани. Силуэт – трапеция, вырез – лодочка и без рукавов. Минимум отделки.

платье 1970

В 1970-е влияние на моду оказали хиппи, дети-цветы. Платье длиной до середины икры украсили этнические элементы декора и вышивка. Никаких сложных укладок! Просто распущенные волосы – и навстречу счастью!

Диана 1

Диана 2

Диана 3

В 1980-е в моду вернулись воротники-стойки под горло. Тенденциями были широкие рукава и рукава-фонарики, ассиметрия, а также платья экстравагантного покроя с открытой спиной. В 1981 году выходит замуж леди Диана и возвращает невестам платье принцессы и длинную фату.

платье ампир

С 1990-х наблюдается триумф стиля ампир. Платье наполеоновской эпохи делает всех дам стройными. Оно не сдает своих позиций и сегодня.

Васильев

Вместе с Галиной Мешковой листаем книгу российского историка моды и хорошего знакомого моей собеседницы Александра Васильева «Судьбы моды». Есть здесь и раздел, посвященный свадебным нарядам.

Кокошник

Название его говорящее – «Флердоранж, или Свадебный кокошник». Именно такой головной убор Васильев изготовил для графини Александры Апраксиной, которая выходила замуж за испанского аристократа. Художник сам вышил его для этой богатой московской невесты. Усеянный мелкими стразами кокошник напоминал императорский и пришелся по душе новобрачной.

Платье наполеоновской эпохи

Александр Васильев пишет, что белые свадебные платья пришли во времена Наполеона, во все другие века венчались в церкви просто в лучшем платье зеленого, голубого, сиреневого цвета: «Белый цвет пришел в моду в эпоху ампира, когда все классическое, древнеримское, напоминающее белизну мрамора, вошло в моду, поэтому и свадебные платья стали такими. Первым знаменитым свадебным платьем стало платье принцессы Мюрат, супруги сподвижника Наполеона, она была как раз в таком белом платье.

цветок апельсина

В эпоху знаменитого шотландского писателя Вальтера Скотта в моду вошли украшения свадебных платьев в виде цветов апельсина, их назвали fleur d’orange. Вальтеру Скотту удалось убедить тысячи, если не сотни тысяч людей на Земле, что невеста по средневековой традиции должна быть в уборе из цветов апельсина. Но каждый знает, что апельсиновые деревья цветут только раз в году, а невесты выходят замуж в любом месяце, поэтому цветы апельсина стали делать из ваты и воска».

Девчата в нацодежде

А в каких нарядах выходили замуж наши прабабушки?

– Наши прабабушки, прежде чем выйти замуж, должны были немало потрудиться, так как женский костюм отличался высоким полетом фантазии и мастерства. Одежда выполнялась из домотканых льняных и шерстяных полотен, – Галина Яковлевна возвращает нас из Франции и Британии на родную белорусскую землю.

приданое 2

приданое

Будущей невесте надо было собрать целый куфар приданого: сорочку, андарак (юбку), фартук, корсет, головной убор, пояс и многое другое.

Вясельная мужчынская сарочка, Нясвіжскі краязнаўчы музей

свадебный наряд

Девушка должна была соткать и сшить себе наряд, вышить сорочку мужу и соткать пояса ему и себе, а также изготовить подарки его родне.

невеста в нацодежде

Костюм невесты имел национальный колорит и включал белую льняную сорочку, вышитую красным орнаментом, юбку в клетку или полоску в красном, сине-зеленом и серебристо-белом колорите. Дополняла наряд безрукавка с застежкой на пуговицы или крючки (гарсет), которую украшали нашитые ленты, тесьма, пуговицы. Фартук соответствовал решению рубашки и гармонировал с нею. Его украшали орнаментом, кружевами и бахромой. До замужества девушки носили одну или две косы с вплетенными лентами, венки, а также скиндочку-рушничок – повязку наподобие узких полотенец.

свадебный убор

Свадебным головным убором были различные венки, богато декорированные искусственными цветами или букетиком живых цветов, кружевами, узкими оборочками. Главным украшением головного убора невесты была фата.

бабушка в намитке

Замужние женщины старательно прятали волосы под традиционный головной убор – намитку. Перед навиванием намитки расплетенную косу собирали в пучок на макушке и накручивали на каркасное кольцо. На него надевали чепец. Затем кусок белого тончайшего льна длиной около 4–6 м и шириной до 30–60 см навивали его на голову особым способом.

В холодную погоду неотъемлемым компонентом свадебного убранства была свитка или кожушок, которые украшали шнуром, аппликацией из бархата, цветного сукна и вышивкой.

Жених

Жених также надевал традиционный костюм. Это белая рубашка с вышивкой по горловине, воротнику, груди, рукавам. Наибольшее внимание обращали на украшение рукавов и магическую силу красного ромбического орнамента, который использовался как в женской, так и в мужской одежде и был предназначен для защиты от злых духов, придавал мощь и силу в работе. Рубашку выпускали поверх штанов (портков) и подвязывали ярким домотканым поясом. Дополняла костюм безрукавка. По сезону надевали головной убор – из соломы, войлока, меха и ткани.

А невеста-то ненастоящая!

Маладыя ў вясельным убранні, фота з архіва бібліятэкі в. Лань

– На протяжении прошлого века в комплексе традиционной одежды белорусов произошли существенные изменения. Так, уже в начале ХХ века традиционный свадебный костюм невесты начал постепенно уступать место белому длинному платью, только в сельской местности Полесья он бытовал почти до 1960-х годов, – продолжает модную тему преподаватель Минского лингвистического университета кандидат филологических наук Ольга Изотова. Ольга защитила кандидатскую на тему «Сімволіка вясельнага абрадава-паэтычнага комплексу беларусаў» и о свадебных традициях белорусов знает немало. Исследователь объехала немало населенных пунктов, беседовала как с представителями старшего поколения, так и с современными молодоженами.

Маладыя у вясельным убранні, в. Карцэвічы, 1955 г

Маладыя, Нясвіжскі раён, сярэдзіна 20 ст

В фотоархиве филолога собрано много интересных снимков. Так, например, выглядели новобрачные в середине прошлого столетия.

У наших предков существовал обряд – на второй день свадьбы мать жениха или сваха снимала с головы невесты венок и навивала намитку. Церемония сопровождалась песнопениями. Такая традиция сохранилась в белорусских деревнях и в наше время. Правда, сложную намитку заменили обычным платком.

снимают фату

– В последние годы перемена головного убора невесты с девичьего на женский закрепляется и в городах, что подтвердил почти каждый второй респондент-минчанин, участвующий в нашем исследовании, – отмечает Ольга Изотова. – Вторую жизнь обрели на свадьбе шуточные переодевания, но их символическое значение изменилось. Если раньше одной из их главных функций был оберег – желание обмануть злые силы, отвести внимание от молодых, то сегодня переодевания выполняют прежде всего развлекательную функцию.

Подставная невеста и жених

Действующие лица современной свадьбы – это подставная невеста, а иногда и жених, «цыгане», свидетели, сваты, дед и баба, нищие, доктор, священник, почтальон, офицер, погорельцы, а также лошадь, наседка, петух. Среди современных персонажей – ненастоящие «звезды эстрады», ведущие известных телепрограмм, артисты, герои сказок. Подставные жених (переодетая женщина) и невеста (переодетый мужчина) занимают за столом место настоящих молодых и требуют выкуп.

букет невесты 2

букет невесты

Среди свадебных инноваций нельзя обойти обычай бросать букет невесты. Считается, что девушка, которая его поймает, быстрее всех выйдет замуж. Вместе с тем отношение к новой обрядовой практике не является исключительно положительным. Так, согласно распространенным представлением, букет молодой символизирует любовь мужа, поэтому цветы, которые подарил жених, бросать нельзя. Обычно невеста использует для этой цели букет, который она получила от гостей.

осенние листья и кольца

 

Наш свадебный рассказ получился бы неполным без реальных историй. Какой была свадьба 50, 25 лет назад и сегодня?

История первая. Золотая

Алые паруса Гавриловых

Она, как Ассоль, ждала своего Грэя. И он приплыл к ней… с океанских просторов.

Гавриловы

Анна Федоровна и Анатолий Иванович Гавриловы в августе этого года отметили золотую свадьбу. Юбиляров поздравляли сотрудники загса Ленинского района.

Анатолий с 1961 года служил на Тихоокеанском флоте, через год получил отпуск и поехал на свадьбу к родственникам в деревню Даниловичи. Там и встретил свою Анюту. Общались не более часа, но завязалась переписка. Так начался их роман в письмах. В 1963 году после демобилизации парень поступил в Одесское мореходное училище.

Встречались дважды в год! А 23 августа 1964 года поженились в Минске.

– Свадьба у нас была скромная, – вспоминает Анна Федоровна. – На мне было простое белое льняное платье с белорусским орнаментом на кармашке, чехословацкие туфли-лодочки. Толя в загс пришел в форме курсанта мореходного училища. Обручальных колец у нас не было – их тогда было не достать. Кольца мы позже купили. Стол накрыли в десятиметровой комнате на улице Харьковской, где жили мы с мамой. Было около десятка родственников. Таких разносолов, как сейчас на свадебных столах, у нас не было. Тем не менее праздник получился душевный.

И снова разлука. Он – в Одессе, она – в белорусской столице. В 1965-м Анатолий перевелся в минский радиотехникум, в этом же году родился старший сын Гавриловых, Иван, а через семь лет – младший, Михаил.

Супруги много лет трудились на благо родного города, растили сыновей и берегли друг друга. У Гавриловых трое внуков и один правнук – малышу уже три с половиной года!

– В семейной жизни важно уметь слушать и слышать другого, – считают Гавриловы, –делить пополам радости и горести.

 

История вторая. Серебряная

В шесть вечера у загса

Для многих молодоженов 1980-х слово «счастье» имело второе значение.

СВАДЬБА 1989

Наталья и Сергей Марковские поженились через полгода после знакомства. А встретились, как и Гавриловы, на свадьбе у друзей.

Так совпало, что замуж Наталья вышла на следующий день после своего дня рождения – 26 августа 1989 года. Наташе тогда было всего 19 лет.

– В те годы почему-то считалось, что до 23 лет надо обязательно выйти замуж, иначе в девках останешься, – смеется она.

Выбор свадебных нарядов в конце 1980-х был невелик, вспоминает собеседница. Купить их можно было на Комаровском рынке – в левом дальнем углу крытого павильона стояли торговки с капроновыми платьями на обручах и фатой. Наталье эти «свадебные торты» не нравились. Второй вариант – салон «Счастье» в жилом районе Восток. Это сейчас там обычный торговый центр, а раньше здесь продавали все для новобрачных, от платьев и костюмов до ковров, постельных принадлежностей и прочего дефицитного тогда приданого. В загсе жениху и невесте выдавали специальные талоны на покупки в этом салоне. Некоторые пары подавали документы фиктивно, чтобы получить заветные квитки. За гэдээровское платье из гипюра наша героиня тогда отдала 120 рублей – свою зарплату воспитателя детского сада. Там же купили белые туфельки и костюм жениху.

– Свадебный наряд я не сохранила, продала через пару лет другой невесте. Помню, что моя мама закупила подарки для всех близких родственников жениха: моей свекрови и бабушкам жениха – отрезы на платье, свекру – наручные часы, – продолжает рассказ Наталья. – Конечно, использовались на нашей свадьбе обряды – выкуп невесты и ее похищение. Эти традиции и сейчас сохранились, хотя молодые все чаще склоняются к западным традициям.

Поначалу жених поскупился, и ему предложили другую невесту – нарядили Наташину бабушку. Крестный отец трижды обвел ее с иконой вокруг стола, и только потом девушка вышла из дома. Когда молодые вернулись из загса, родители обсыпали их зерном – чтобы богатыми были, встречали хлебом-солью.

Свадьбу сыграли в заводской столовой, музыкальное сопровождение обеспечивал инструментальный ансамбль. Тамады не было. Заправляли всем сваты. Несмотря на дефицит, стол организовали изобильный, гуляли два дня. Большинство гостей подарили молодым деньги. Также новобрачные получили сервиз, двухспальное одеяло, постельное белье.

Семь лет молодая семья прожила у родителей Сергея, потом получили квартиру.

У Марковских двое сыновей. Старший, Павел, работает и заочно оканчивает энергофак БНТУ. Младший, Андрей, – одиннадцатиклассник.

IMG_0353

Недавно супруги отметили серебряную свадьбу. Муж приготовил для Натальи сюрприз.

– Организовал все втайне от меня, – продолжает Наталья. – Накануне утром Сережа сказал, что будет ждать меня возле нашего загса в день свадьбы в шесть часов вечера. Я думала: встретимся там и пойдем в кафе. Но супруг повел меня в загс! Церемония растрогала до слез, такие красивые слова нам говорили… Спасибо Сергею за этот чудесный праздник. Как прожить в согласии четверть века? Важно уметь прощать. Не заострять внимание на недостатках, иногда промолчать и не скупится на похвалу.

 

История третья. Зеленая

Город благословил

Этой влюбленной паре еще предстоит съесть свой пуд соли.

DSC_0810

Олеся Чернякова и Денис Тетерский оказались в числе женихов и невест, которые станут новобрачными в День города в КЗ «Верхний город». Ребята просто светятся от счастья.

– Для нас это большая честь – зарегистрировать брак в историческом центре города, – отмечает Олеся.

– И ответственность друг перед другом, ведь на первом месте у нас – семья, – добавляет Денис. – Все сложилось неожиданно для нас, как сектор «приз» на «Поле чудес».

Молодые люди познакомились год назад в театре им. Я. Купалы. Шутят, что театр начинается с вешалки, а их история – с театрального вестибюля.

– Моя тетя и мама Дениса – давние знакомые, вот и столкнулись случайно в театре, разговорились и познакомили нас. Это было в октябре прошлого года, – поясняет Олеся.

Невеста нашего времени выбрала бежевое свадебное платье – не пышное, но длинное, с фатой. Денис наденет костюм дипломатического синего цвета.

– Конечно, на нашей свадьбе будут и народные традиции. Куда же без выкупа невесты! – смеются влюбленные. – Только все пройдет в упрощенной форме и в ускоренном режиме. Иначе нашим гостям придется вставать засветло. Ведь на регистрацию брака нужно прибыть в 11.30. А для свадебного застолья мы арендовали кафе комплекса «Минск-Арена».

По мнению будущих новобрачных, семью помимо любви скрепляют взаимопонимание и доверие, поддержка и забота.

мирт

К слову, день бракосочетания считается зеленой свадьбой. Его символ – миртовый венок, ведь зеленая свадьба подобна весенней молодой веточке, в которой зарождается новая жизнь. А дальше, словно листки календаря, сменят друг друга ситцевая, бумажная, кожаная, льняная, деревянная, чугунная, медная, жестяная, фаянсовая, розовая свадьба… Супругам еще предстоит выковать свое счастье и покрыть его сначала серебром, потом золотом, а если судьба подарит долголетие, то и украсить бриллиантами.

1O9A9152

 

Фото Сергея Шелега, из интернет-источников и семейных архивов героев материала

 

Самое читаемое