В каких случаях пассажир считается безбилетником, и когда выставляют минимальный штраф

Любишь кататься — люби и за проезд платить. Казалось бы, аксиома. Но почему между пассажирами и контролерами часто возникает недопонимание? Разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Валентина Владимировна, приславшая в редакцию письмо, рассказала две истории с разным финалом.

В автобусе вместо БСК она по ошибке приложила к валидатору заводской пропуск, внешне похожий на проездной. Только когда вошла контролер и пассажирка приложила карточку к ее прибору, поняла, что ошиблась. И тут же достала из кармана проездной. Сотрудница контрольно-ревизорской службы (КРС) осуждающе покачала головой, однако не оштрафовала рассеянную заводчанку, а сама взяла у нее БСК и приложила к валидатору.

— Я очень благодарна контролеру за то, что поняла мою нечаянную ошибку, и искренне желаю ей здоровья. Ведь все мы люди и иногда попадаем в непростые ситуации, — продолжает Валентина Владимировна.  Но хотелось бы знать: неужели в такой ситуации она нарушила инструкцию или закон?

И далее читательница поведала другую историю, завершившуюся не столь оптимистично. Я связалась и с непосредственной участницей того инцидента, чтобы уточнить детали. Возможно, 86-летняя Софья Тимофеевна не все подробности помнит отчетливо, но суть произошедшего изложила весьма доходчиво.

Она ехала от сестры из Боровлян автобусом, по всей видимости, маршрута № 115Э. Но, входя в транспортное средство, пожилая женщина не заметила, что маршрут экспрессный: увидела лишь, что конечный пункт — вокзал. Пробила обычный талончик и устроилась на сиденье. Контролер, вошедшая на следующей остановке, объяснила, что такой билет не подходит: в автобусе экспрессного маршрута проезд стоит на 15 копеек дороже. Софья Тимофеевна пыталась объяснить, что не заметила такую особенность, и предложила доплатить или купить другой талон, но контролер попросила старушку выйти. Так пассажирка, расстроенная до слез, оказалась на скамейке у незнакомого кафе ждать другого автобуса, в котором купила талон у водителя. Софья Тимофеевна вспоминает, что было очень обидно, ведь со студенчества запомнила, что ездить без оплаты в транспорте стыдно. Однажды не нашла в кармане трех копеек на трамвай, контролеры ее пожалели, но было очень неловко. С тех пор лучше пешком, чем бесплатно на транспорте. А тут такая история…

Точной даты и времени инцидента женщина не помнит. Вполне допускаем, что некоторые детали остались за кадром. У контролеров, как известно, имеются видеорегистраторы, помогающие руководству предприятия в разрешении конфликтных ситуаций. Поэтому работники «Минсктранса» призывают пассажиров при возникновении противоречий сразу сообщать об инцидентах на горячую линию.

В данной ситуации, на первый взгляд, конфликт был исчерпан. Но осадок остался. Насколько рамки закона и должностных инструкций ограничивают сотрудников КРС в подобных случаях? Была ли необходимость высаживать пассажирку из транспорта? Спросили у специалистов «Минсктранса».

На предприятии напомнили, что безбилетный проезд в городском общественном транспорте есть не что иное, как административное правонарушение. Об этом сказано в ч. 1 ст. 18.28 КоАП Республики Беларусь. Специалисты подчеркнули: «Если контролер, выявивший такое нарушение, не начал административный процесс, имеет место нарушение должностной инструкции, за что сотрудник контрольно-ревизорской службы будет привлечен к ответственности».

По законодательству пассажир считается безбилетным в следующих ситуациях: во время поездки у него нет проездного документа или таковой имеется, но не соответствует выполняемой перевозке (например, на другой вид транспорта); проездной документ не отмечен на компостере или валидаторе; пассажир не предъявляет работнику КРС проездной или документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда. Если проездной документ не соответствует выполняемой автомобильной перевозке, есть основания для отказа в услуге, а контролер должен начать административный процесс, подчеркивают в «Минсктрансе». Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа в минимальном размере контролер выносит в случае, когда пассажир признает себя виновным и выражает согласие на наложение административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении. В противном случае контролер обязан составить в отношении безбилетного пассажира протокол об административном правонарушении, который впоследствии рассматривается уполномоченным должностным лицом предприятия в порядке, установленном процессуально-исполнительным законодательством.

Справочно

В 2020 году за безбилетный проезд в Минске к административной ответственности привлечены более 90 000 пассажиров. За этот период сумма, поступившая в бюджет города от исполненных постановлений, составила более 1,8 млн рублей.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ