В метро как в музее: что создали рижские и московские художники для минской подземки?

Метрополитен в столице появился 35 лет назад. За эти годы минчане привыкли к подземному транспорту и в будничной спешке не обращают внимание на дизайн станций, которые создавали именитые архитекторы и художники. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» прокатились по старейшим станциям метрополитена вместе с заместителем главного инженера ОАО «Минскметропроект» Валерием Чекановым и вспомнили историю их создания.

Валерий Чеканов курировал эти работы будучи главным инженером «Минскметропроекта». С 1984 по 2018 год возглавлял эту организацию.

— Решение о строительстве метро приняли еще в 1973 году. Долго выбирали, какую линию делать первой: Автозаводскую или Московскую. Решили начать с центра, — вспоминает он.

Валерий Чеканов«Парк Челюскинцев»

Именно возле ботанического сада вырыли первый котлован для метро и забили первую сваю.

— Торжественный митинг по случаю начала строительства состоялся 4 ноября 1977 года, когда проходческий щит двинулся в сторону будущей станции «Московская». Бригаду, которая прошла первый метр тоннеля, встречали как героев, — рассказывает Валерий Владимирович.

Идеи по оформлению станций рассматривали на градостроительном совете при Мингорисполкоме. Авторов и архитекторов выбирали по конкурсу. Каждое предложение обсуждали, принималось коллективное решение:

Определили, что станции нужно оформить лаконично, в серо-белых тонах, без лишней помпезности и художеств. «Парк Челюскинцев» соответствует такому подходу. Платформа представляет собой свод, разделенный падугами с шагом в 6 метров. Части путевых стен облицованы черным мрамором, спуски на платформу — серо-розовым и белым мрамором. Единственное украшение — 8 нарядных люстр в виде подсолнухов из темно-желтого и коричневого стекла, а также декоративные стеклянные вставки в нишах свода. Их создавал художник из Риги Юрий Индриксон. Стекло привозили из Латвии. К сожалению, оно слишком темное и толстое, плохо пропускает свет. Из-за этого пришлось делать дополнительное освещение.

 «Московская»

Изначально станцию планировали назвать «Волгоградская». Но когда начали строить, появился проект переименования части Ленинского проспекта от улицы Волгоградской в Московский проспект, и ее решили назвать в честь российской столицы.

Оформлением станции занимался белорусский архитектор Лев Погорелов с коллегами. Он предложил выложить на путевых стенах мозаику из мрамора. Реализовывали идею художники Валерий Довгало и Владимир Стельмашонок. Так появились узнаваемые очертания Кремля, храма Василия Блаженного, Государственного исторического музея и других знаковых зданий Москвы. Красуются на стенах у лестниц к перрону и изображения курантов со Спасской башни, — показывает Валерий Чеканов. — Мрамор привозили из разных уголков Советского Союза — Саяногорска, Газгана и других месторождений этого камня.

«Академия наук»

— Над разработкой концепции этой станции работали архитекторы Михаил Пирогов и Альберт Зензин. Чтобы найти пропорции между колоннами и ригелями, делали макет станции в натуральную величину. Это уникальный случай. Макет показывали первому секретарю ЦК КПБ Ефрему Соколову. Ему не понравилось — пришлось переделывать. В итоге получилось то, что видим сейчас, — рассказывает инженер.

В отделке колонн использован серый мрамор из Армении, на полу — рисунок из гранита и лабрадорита. Художественный акцент — монументальные бетонные панно в виде абстрактных волн вдоль спусков к платформе.

«Площадь Якуба Коласа»

Оформлена в стиле белорусской народной хатки, благодаря чему выделяется на фоне других станций. В конструкции потолка использованы наклонные бетонные ребра, имитирующие стропила крыши. Такие издавна применяются в народном зодчестве. Колонны облицованы желто-золотистой керамикой и декорированы белыми орнаментами и рисунками. На плитках изображены жатва, сбор урожая яблок, празднование Купалья, свадебные обряды, музыканты, танцоры… Орнамент в виде колосков украшает стены над лестницей и экскалаторами из вестибюлей к перрону.

— Создавались эти композиции с большим трудом. Долго не могли найти подходящий материал. К тому же при обжиге керамика трескалась. Намучались с ней мастера, но получилось красиво. Это заслуга большого коллектива белорусских авторов, — отмечает Валерий Владимирович.

«Площадь Победы»

Выходим из поезда на перрон, и сразу замечаю, что здесь больше пространства.

— Высота станции увеличена до 5,2 метра, чтобы придать торжественности. Типовая высота — 4,1 метра, — поясняет сопровождающий. — Архитекторы Вязгин, Ларченко и Школьников предложили для оформления тему салюта Победы. По их проекту установили колонны с расширяющимися капителями, которые украшены светильниками из тонированного желтого стекла.

Художественный образ дополняют тематические декоративные элементы из цветного стекла над эскалаторным спуском, изображающие монумент Победы, «Курган Славы» и орден «Победа». Также в зоне подземного пространства станции расположен Мемориальный зал в честь погибших за освобождение Белоруссии Героев Советского Союза.

 «Октябрьская»

— Это самая глубокая станция — примерно 16 метров. В среднем же глубина заложения метрополитена 10-12 метров. Дело в том, что на пересечении Ленинского проспекта и улицы Ленина планировали построить автодорожный тоннель, но эту идею так и не реализовали, — просвещает инженер. — Высота станции увеличена до 6,5 метра. Длина платформы стандартная — 100 метров. Она определяется количеством вагонов в составе поезда.

Переход на станцию «Купаловская» пристроили только в 1990 году, но архитекторы его предусмотрели еще в 1980-х.

Станция считалась центральной, поэтому ее оформлению придавали особое значение. Специально из Москвы пригласили художника Андрея Кузнецова, который украсил торцевые стены платформы рельефными панно на тему Октябрьской революции. Он же автор мозаики из мрамора, что на входе в метро. Колонны венчают светильники, созданные мастерами рижского художественного комбината «Максла». Они долго подбирали цвет и форму стекла, которое везли из Латвии, чтобы придать станции праздничный вид.

«Площадь Ленина»

Оформлена строго и лаконично. Стены облицованы темно-розовым мрамором, на полу — геометрический рисунок из серого гранита. В центре платформы установлена художественная композиция «Светоч» Вениамина Мигаля. Это колонна, увенчанная шаром из стекла и металла, в центре — серп и молот. Нашлось на станции и место вождю пролетариата: барельеф Владимира Ленина красуется на выходе в сторону площади Независимости. Если же идти к вокзалу, то в вестибюле метро можно заметить мемориальный знак в память о рабочих, расстрелянных 31 октября 1905 года царскими войсками у железнодорожного вокзала. Скульптурные композиции создал Анатолий Аникейчик.

— Именно на этой станции состоялся торжественный митинг по случаю открытия метрополитена 29 июня 1984 года. Метро удалось построить на 9 месяцев раньше срока. В тот день открыли для посетителей все 8 станций. Их общая протяженность составила 8,7 км, вспоминает Валерий Чеканов. — Первыми проехали в подземке представители госорганов, строители и проектировщики метрополитена. После этого открыли двери для всех. Первый день новый для Минска вид городского транспорта работал бесплатно. На каждой станции стояли столы с книгами отзывов, и пассажиры писали слова благодарности. Поначалу многие шли в метро как в музей.

«Институт культуры»

Эта станция долго оставалась конечной — до 7 ноября 2012 года. Изначально ее планировали назвать «Московской», но это наименование присвоили другой станции.

На двух путевых стенах — по 12 поясов, которые называются «История развития культуры в Беларуси». Они представляют собой витражи из литого желтого, оранжевого и красного стекла с изображением ремесленников за работой: гончаров, кузнецов, зодчих, ткачих и другие мастеров. Автор этой работы — художник Валерий Чайка, архитектор — Виктор Ивличев.

 Фото Павла Русака

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое