В Минске есть улицы с загадочной нумерацией домов. Разбирались в хитросплетениях
В столице есть улицы с загадочной нумерацией домов, которую объяснить непосвященному человеку сложно. Корреспондент агентства «Минск-Новости» попытался разобраться в хитросплетениях.
Для начала пройдемся по ул. Ваупшасова от ее начала и до конца. Дома расположены так: 3, 7а, 23, 17, 19, 21, 21Б, 15/2, 15, 29, 31. Синусоида какая-то. Рядом с ней — ул. Солтыса, где нумерация не менее интересная. Первоначально всё, как и должно быть: по одной стороне дороги номера четные, по другой — нечетные. За перекрестком с Ваупшасова в сторону железной дороги ситуация меняется — нечетные номера переходят на обе стороны, но не до конца. К примеру, у стоящих рядом домов — номера 82 и 189а, 96а и 205а.
Еще одна загадка в нашем списке — ул. Планерная. На небольшом производственном корпусе в ее начале висит аншлаг с цифрой 3. Направляюсь по ней в сторону пр. Партизанского. По стороне, где была маленькая промзона, через несколько сотен метров появляются частные дома. У них уже четные номера — 28 и 30.
В Колядичах есть любопытная ул. Макаренко. Там всего три дома — 1, 2 и 2а, и они стоят на одной стороне.
Еще один пример нашелся на юге Минска. Если проезжать по Кабушкина от ст. м. «Автозаводская» в направлении Чижовки, глаз зацепится за то, что по одной стороне дороги находятся и 45-й, и 80-й дома. Однако этот парадокс объясним, если использовать малоизвестный, но ценный источник.
Во второй половине 1950-х в США начала действовать космическая программа оборонного назначения Corona. На орбиту Земли вывели свыше сотни спутников, оснащенных длиннофокусными широкоформатными фотокамерами. Они сделали около миллиона снимков поверхности нашей планеты. Особое внимание уделялось противнику в холодной войне — СССР.
Corona работала до 1972-го. Отснятые спутниками кадры долгое время находились под грифом «секретно». Снимали в три этапа — в 1996, 2002 и 2013 годах. Ныне фото есть в свободном доступе на сайте Геологической службы США. Такой вот Google Maps тех времен, когда компьютеры занимали целые комнаты, а цифровой передачи данных не существовало в природе. Теперь эти кадры позволяют посмотреть из космоса на Минск, каким он был 50–60 лет назад.
Вернемся к ул. Кабушкина. На снимке, датированном октябрем 1964-го, ее легко найти. Возле того места, где сейчас дом № 45, улица делала резкий поворот направо и приходила в тупик. В сторону современной Чижовки была лишь проселочная дорога к деревне.
Трасса старой части улицы сохранилась и в наши дни. Дома вдоль ее четной стороны имели номера 70, 72, 74. Когда в 1970–1980-е район стал застраиваться дальше, менять адреса четырех двухэтажек не стали. Кабушкина была уже пробита на юг. Нумерацию новостроек решили подстегнуть к старой улице, а не к новой. Домам присвоили четные номера от 76 до 92 включительно. Однако двухэтажки, о которых рассказали выше, снесли, причем недавно — во второй половине 2010-х годов. Так и вышел казус.
Неординарный пример существует в Масюковщине. Многоэтажные дома, расположенные на нечетной стороне ул. Ольшевского от пр. Пушкина до разворотного кольца троллейбусов, принадлежат ей. Зато частные дома напротив относятся почему-то к 1-й Радиаторной ул.
Подобные несуразицы встречаются часто. Можно ли с ними что-то сделать? Оказывается, не всё так просто…
— Многие из описанных ситуаций возникли давно. Всё из-за того, что долгое время не было единой инструкции, которая регламентировала бы порядок присвоения адресов для объектов недвижимости, — пояснила начальник отдела ведения реестра адресов и статотчетности Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру Наталья Мацкевич. — Она появилась в 2008-м. До того приходилось руководствоваться сложившейся практикой.
К примеру, если строение получило нечетный номер на правой стороне улицы или четный на левой и произошло это до 22 мая 2008 года, то действующий порядок нумерации сохранится. Изменить адрес можно только по заявлению собственника строения. Однако в каждом случае подход индивидуальный. Существует определенный перечень критериев, по ним строение может сменить номер. Просто прийти и сказать, мол, хочу для своего дома определенный номер, нельзя.
Если адрес всё же будет изменен, то придется корректировать изрядное количество документов. В случае с жилым домом — техпаспорт каждой квартиры, сведения о регистрации всех ее жильцов… Это долго и накладно. Поэтому проще оставить всё как есть. Да и современным таксистам, курьерам сейчас гораздо сложнее заплутать в поисках нужного дома, чем их коллегам 15–20 лет назад. Навигатор в смартфоне проложит лучший маршрут.
Фото автора
Смотрите также: