В Минске из запасников достали картины, предназначенные для музейного квартала. Выяснили, зачем

Красивая белокурая девушка-блокадница, участница обороны Ленинграда, стоящая на крыше дома на фоне Адмиралтейства, Емельян Пугачев на коне в окружении сподвижников, старинная церковь… В Национальном художественном музее, пользуясь вынужденным затишьем ввиду малочисленности посетителей, 6 и 7 апреля достали из музейных фондов для осмотра большемерные полотна, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Картины солидного размера, давным-давно написанные известными советскими живописцами, теми же Александром Самохваловым, Сергеем Герасимовым, Константином Юоном и другими, безусловно, представляют немалую художественную ценность. Примерно в середине прошлого века они были переданы из Дирекции художественных выставок и панорам в Москве в собственность одного из главных музеев Беларуси. Полотна скреплены между собой, накручены на своего рода длинные цилиндры или валы и в таком виде хранятся в запасниках.

Национальный художественный музейНо вот цилиндр доставлен рабочими в вестибюль на первом этаже, уложен на пол, и его начинают раскручивать. Длиннющим ковром, состоящим из нескольких картин (в скрутке их может быть до 10) и покрывающим львиную часть площади холла, невозможно не залюбоваться. Даже дилетанту понятно, что создавали каждую из этих работ крупные мастера, отражавшие надежды и чаяния своей непростой эпохи…

Национальный художественный музейПериодически раскатывать холсты и изучать их состояние положено по соответствующим нормам, поскольку, к примеру, лакокрасочный слой имеет свойство понемногу осыпаться. Если сотрудники музея обнаруживают такие проблемные места, на них наклеиваются своего рода квадратные заплатки — профзаклейки, стабилизирующие ситуацию. Через какое-то время картины обязательно будут реставрировать.

Заместитель директора музея Сергей Вечер рассказывает:

— Все музейные предметы, которые хранятся в фондах, периодически нуждаются в осмотре. Поэтому у нас на таких специальных валах накручены большемерные полотна размером, допустим, 3 х 3, 3 х 2,5 м и так далее. Чтобы их экспонировать, необходимо сделать подрамник, раму, отреставрировать и повесить. Казалось бы, достаточно просто. Но таких работ на валах у нас достаточно много, десятки. Да и площадь на стенах для того, чтобы их разместить, требуется, согласитесь, немалая. Поэтому пока они ждут своего часа.

Национальный художественный музейТо, что вы видите, русское советское искусство, работы, в основном созданные в 1930–1950 годах в стиле соцреализма. Среди них есть уникальные, многие из которых со временем могут украсить нашу постоянную экспозицию. Сейчас идет формирование нового музейного комплекса Национального художественного музея, фактически состоящего из пяти построек, соединенных между собой галереями, соответствующими пристройками. Наше здание и все, что рядом, реконструируется и будет закольцовано в один, как мы называем, музейный квартал.

В этот комплекс входит симпатичный дом на ул. Кирова, ведущий свою историю с конца XVIII века, и к нему большая пристройка, второй и третий этажи которой предполагается отвести под реставрационные мастерские. Одна из них и будет предназначена для большемерной живописи подобных крупных объемов.

К слову, чтобы реставрировать такие большие картины, необходимы столы соответствующих размеров. А вот когда будет готово хранилище для габаритной живописи, будут установлены специальные большой и малый вакуумные столы с подогревом, промышленным пылесосом и прочим необходимым оборудованием, настанет момент, по словам заместителя директора, начинать основательно приводить эти работы в порядок.

Здание на ул. Кирова, как предполагает С. Вечер, может быть сдано в эксплуатацию в конце нынешнего года или в первом квартале следующего.

Фото и видео Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ