В Минске наблюдается приток прямых иностранных инвестиций
Какие крупные инвестпроекты реализуются в городе, сколько торговых точек появится до конца текущего года и чем объяснить активность в социальных сетях? Об этом и не только корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель председателя Мингорисполкома Юрий Трущенко.
— Юрий Владимирович, лечебные учреждения столицы укомплектованы ИВЛ, есть антикоронавирусные запасы лекарств, однако многие горожане не соблюдают масочный режим. Замечен в этом и персонал некоторых торговых объектов…
— Каждый человек должен принимать меры, чтобы обезопасить самого себя и окружающих от возможной передачи инфекций. Службы, которые занимаются субъектами хозяйствования (торговли, общественного питания, бытового обслуживания), в первую очередь должны стремиться к тому, чтобы соблюдались меры предосторожности, в том числе масочный и, где это необходимо, перчаточный режим. На это нацелены службы как Мингорисполкома, так и администраций районов.
В торговых организациях обеспечен необходимый запас средств индивидуальной защиты (масок, щитков, перчаток), дезинфицирующих средств как для сотрудников организаций, так и для продажи их посетителям. Например, в торговых организациях коммунальной формы собственности обеспечен запас перчаток на 51 день торговли, масок — на 8 дней, антисептика — на 20 дней.
Сотрудники, имеющие непосредственный контакт с покупателями, обязаны обслуживать людей в масках и перчатках. В ходе проверочных мероприятий нередко сталкиваемся с ситуацией, когда работники магазина носят маску на бороде или за ухом, подвергая риску заражения инфекцией не только себя, но и покупателей. В таких случаях выдаются рекомендации для устранения нареканий, а в отношении злостных нарушителей информация направляется в органы санитарно-эпидемиологического надзора для привлечения к административной ответственности.
— В Минске до конца нынешнего года планируют открыть 50 объектов розничной торговли. На что будет сделан упор и не будут ли закрываться уже работающие торговые точки?
— Это будут объекты различных форматов, как крупные, так и мелкие, в частности магазины шаговой доступности. Часть объектов откроют на тех же местах, где ранее уже размещались магазины, но по каким-то причинам закрылись. Сегодня новые хозяева приводят помещения в порядок, чтобы вскоре открыть двери для покупателей. Также есть несколько объектов, которые появятся на новых местах. Происходит либо перепрофилирование помещений, что сегодня не запрещено законодательством, либо построены новые здания.
Так, например, появятся магазины на ул. Купревича, 18, ул. Волгоградской, 3. После реконструкции откроются магазины торговых сетей на пр. Партизанском, 106, пр. Независимости, 11, ул. Лобанка, 86, ул. Стебенева, 2, и ул. Корженевского, 20а.
Торговая сфера столицы продолжает развиваться. Уже сейчас в ней более 11,5 тыс. объектов. Обеспеченность торговыми площадями в Минске по социальному стандарту составляет 680 кв. м на 1 000 жителей при норме 600 кв. м.
— Недавно мы сообщали о закладке плодоовощной продукции на длительное хранение в стабилизационные фонды. Что именно запасают на зиму и как это помогает торговле?
— С помощью стабфондов государство осуществляет закладку отдельных видов продукции. В частности, Минск создает запасы картофеля (в этом году 1 500 т), фруктов (500 т яблок) и овощей (2 050 т): 800 т капусты, 500 т моркови, 250 т свеклы, 500 т репчатого лука.
В полном объеме закончим формирование стабилизационных фондов до 15 ноября. Цель достаточно простая. Сегодня, когда у производителей наблюдается избыток плодоовощной продукции, стоит задача купить ее по достаточно невысокой цене и реализовывать, когда по каким-либо причинам у хозяйств она закончилась. Поэтому мы, сделав закладку, можем гарантировать, что у нас таких товаров хватит, а цена на них не изменится.
Кстати, ежегодно столичные организации торговли продают горожанам около 15 тыс. т картофеля, 9 тыс. т капусты, 6 тыс. т репчатого лука, 5 тыс. т моркови, 2,2 тыс. т свеклы.
Что касается продукции животноводства, то ее поставки минским торговым организациям осуществляются бесперебойно и в достаточных объемах напрямую от производителей.
— Как театр начинается с вешалки, так большой город — с гостиниц. Все хотят, чтобы они были качественными и недорогими. Какова ситуация с этим бизнесом?
— В Минске функционируют 62 объекта гостиничной сети: 8 хостелов на 100 номеров и 54 гостиницы на 6,1 тыс. номеров. Много ли их? Если город проводит крупное мероприятие, как, например, чемпионат мира по какому-либо виду спорта, то в этот период все гостиницы заняты. Притом у них достаточно приемлемый ценовой уровень.
Так, тариф за средний номер в 2019 г. составлял 45,5 доллара в эквиваленте. В первом полугодии 2020 г. — 34,8 доллара. Для тех, кто хочет найти ночлег подешевле, существует система хостелов. Пять из них принадлежат частным структурам, один находится в государственной собственности (хозяин — Белорусский государственный педуниверситет). Номер в хостеле и в гостинице без категории обойдется в 6–8 долларов. При этом номер в двухзвездочном отеле будет стоить от 14 до 43 долларов, а в пятизвездочном — от 95 до 140 долларов в эквиваленте.
В Минске 4 пятизвездочные гостиницы, 4 гостиницы аттестованы на четыре звезды, 13 — на три звезды и 5 — на две. Четырьмя сетевыми отелями управляют иностранные собственники.
К сожалению, из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в 2020 г. наблюдается снижение спроса на услуги гостиниц. Так в январе — сентябре они были загружены в среднем на 25,4 %. Для сравнения: годом ранее — почти на 55 %.
— Вы курируете инвестиционную сферу. В период пандемии многие инвестпрограммы сворачиваются. Что происходит в Минске и есть ли у нас какие-то интересные проекты?
— Что касается столицы, то наша программа на текущий год не сворачивалась. Все проекты, начатые городом, реализуются в полном объеме и будут завершены. Созданы все условия, чтобы инвесторы спокойно работали. Оттока инвестиций нет, напротив, у нас начался приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Так, за январь — июнь 2020 г. организациями Минска привлечено 614,9 млн долларов, что на 9,4 % превышает результат аналогичного периода прошлого года (561,9 млн долларов). При этом на долю столицы приходится 46,7 % всех поступлений в республике.
Значительный объем инвестиций привлекают банковский сектор (37 % от общего объема), торговля (27,4 %), информация и связь (15,1 %), промышленность (3,6 %), строительство (1,9 %).
В столице успешно функционируют Свободная экономическая зона «Минск», Парк высоких технологий, Минский городской технопарк, где для инвесторов созданы благоприятные льготные условия ведения бизнеса.
Среди значимых инвестпроектов строительство многофункционального комплекса «Минск Мир». Срок реализации объекта — 2014–2027 годы, а общий объем инвестиций по договору — 2,7 млрд долларов. Будет возведено около 2 млн кв. м жилья, 600 тыс. кв. м площадей административного и общественно-делового назначения.
Другим крупным проектом является строительство многофункционального комплекса «Газпром Центр» в границах ул. Филимонова — пр. Независимости — ул. Макаёнка. Инвестор — ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» — предполагает вложить порядка 850 млн рублей.
В стадии реализации находится строительство многофункционального комплекса в границах ул. М. Богдановича — Я. Купалы — р. Свислочи инвестором из Объединенных Арабских Эмиратов. Объем инвестиций по договору составит 247,6 млн долларов.
— Юрий Владимирович, вы активный пользователь соцсетей. Они нужны, чтобы общаться с горожанами, реагировать на критику, или это способ отдохнуть, как-то переключиться?
— Изначально это был способ информирования старшего сына о том, что делает его отец. Иногда он спрашивал меня об этом. Начинаешь рассказывать — объяснить сложно. Выяснил у него, какие он использует социальные сети — сегодня в двух из них присутствую я. Ну а дальше все пошло потихоньку развиваться. Как только я появился в Instagram и Facebook как глава администрации, мне начали задавать вопросы жители Советского района. Когда отвечал, вынужден был чуть больше рассказывать о своей профессиональной деятельности. Иногда делюсь подробностями и о личной жизни. Сегодня соцсети — способ коммуникации с жителями города. Через них можно сообщить, что я делаю, чем занимаюсь в выходной, какие у меня интересы. Кроме того, это возможность высказать свое мнение по наболевшей теме. И, конечно же, выслушать определенную критику о своей профессиональной деятельности, чтобы можно было учесть предложения и улучшить свою работу.
Смотрите также: