Миллионы людей запомнили Жжёнова человеком с открытой улыбкой и необычайной внутренней силой. Однако в его глазах всегда была грусть — последствие пережитого. В непростые для актера времена его выручал белорусский кинематограф. За сложной судьбой проследил корреспондент агентства «Минск-Новости».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Удачный старт
В начале декабря 1934-го проходили похороны первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) Сергея Кирова. Брат Георгия Борис, молодой физик, пропустил их, так как был мороз, а у него не имелось целой обуви. За это его исключили из института. В марте 1937-го и вовсе приговорили к 7 годам лагерей. На свидании в тюрьме молодой артист решил подбодрить брата: мол, потерпи, труд — великая сила, а семь лет пролетят быстро. Спустя полтора года Жжёнов сам попал под жернова репрессий. До конца дней ему было стыдно за слова, сказанные Борису. Тот сгинул в Воркуте. Позже, бывая там, актер искал могилу, но тщетно.
Родился Георгий Степанович 110 лет назад, весной 1915-го, в Петрограде в многодетной семье. После окончания семилетки в 1930-м хотел поступить на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Однако не годился по возрасту. Он одолжил документы у Бориса, который был на два года старше. Зачислили. Делал успехи на арене с каскадными эксцентрическими номерами. В 1931-м там заметили будущего артиста работники кино. Пригласили юношу сыграть беспризорника в ленте «Путевка в жизнь». Через год он получил уже главную роль — тракториста Ветрова в «Ошибке героя». А в 1934-м Жжёнов предстал на экране в образе Терёшки, ординарца Фурманова, в картине «Чапаев».

Кард из фильма «Чапаев»
Оставив цирковую карьеру, Георгий Степанович учился в Ленинградском техникуме киноискусств на курсе Сергея Герасимова. Женился на однокурснице Евгении Голынчик, приехавшей в город на Неве из БССР. Несмотря на первый успех, чтобы сводить концы с концами, требовалось постоянно где-то сниматься. Супруга часто встречалась с земляками, которые трудились в Ленинграде на студии игровых фильмов «Белгоскино». В Минске отсутствовала техническая база. Евгения привела к белорусским режиссерам и мужа. Он часто появлялся в эпизодах, зарабатывая на жизнь. Сыграл небольшие роли в ленте «Золотые огни» (1935) Владимира Корш-Саблина о борьбе с вредителями на электростанции и в картине «Одиннадцатое июля» (1938) Юрия Тарича об освобождении Минска от белополяков в 1920-м. Начинающему артисту казалось, что карьера удалась.
Роковой попутчик
После суда над Борисом семью Жжёновых выслали в Казахстан. За Георгия заступился Герасимов, устроив его в актерскую труппу «Ленфильма». Он даже отправил его подальше от Ленинграда, в Комсомольск-на-Амуре, где снимал ленту «Комсомольск». Сев в поезд Москва — Владивосток, в сентябре 1937-го Жжёнов невольно оказался в одном купе с американским военным атташе Филиппом Файмонвиллом. Почти неделю в пути мужчины приятно общались, иногда выпивали. После этого они встретились случайно два раза: в Белокаменной на вокзале и в фойе одного из театров. Все это время за американцем следили сотрудники НКВД, подозревая того в шпионаже. Нескольких контактов с ним оказалось достаточно. Георгия Степановича арестовали в начале июля 1938-го как завербованного разведкой США. Побывав на допросах, он понял, что его ждет. При встрече с женой сказал подать на развод, чтобы не разрушать ее судьбу. Евгения так и сделала, а в 1939-м сыграла одну из главных ролей в фильме «Истребители». Жжёнова приговорили к 5 годам лагерей и отправили на Колыму. По окончании срока сообщили о продлении его заключения на 21 месяц.
После освобождения в 1945-м в Москву, Ленинград и столицы республик ехать запрещалось. Герасимов направил своего ученика на Свердловскую киностудию. Но спустя четыре года началась новая волна репрессий, и Георгия Степановича по обвинению в шпионаже отправили в ссылку в Норильск. Там он устроился в местный театр. В 1955 году артиста реабилитировали. Ирония судьбы: спустя время Жжёнова не раз награждали премиями МВД и КГБ за роли милиционеров и разведчиков!

Кадр из фильма «Последний хлеб»
Старые знакомые
После возвращения в Ленинград Георгий Степанович трудился в разных театрах. В кино ему чаще предлагали эпизоды и образы без имени: шофер, гость на свадьбе, пациент в больнице… В 1961-м будущий классик белорусского кинематографа Виктор Туров предложил Жжёнову сыграть центрального персонажа в своей 27-минутной дипломной новелле «Звезда на пряжке» из киноальманаха «Маленькие мечтатели». Приехав в Минск, Георгий Степанович обнаружил, что на студии работает немало тех, кого он знал до войны, включая режиссера Корш-Саблина. После «Звезды на пряжке» актеру сразу дали большую роль в картине «Последний хлеб» (1963) еще одного дебютанта — Бориса Степанова. Позже этот постановщик станет известным по циклу фильмов «Государственная граница». Потом была лента по произведению Василя Быкова «Третья ракета» (1963) о трусости и моральном выборе на фронте. Артист исполнил роль командира артиллерийского расчета Желтых. Будущей знаменитости не довелось воевать, но он сыграл настолько органично и целостно, что нельзя не ощутить в герое опыта преодоления жестокой реальности.
Апофеоз белорусского периода Жжёнова — первая в Союзе картина на засекреченную тему о ракетостроителях «Иду искать» (1966). Ее должен был снимать в Москве Михаил Ромм. Однако, узнав, что его ученик Игорь Добролюбов сидит в Минске без работы, отдал ему сценарий, прошедший все компетентные проверки! Георгию Степановичу доверили сыграть главного героя — Андрея Гусарова (прототип — Сергей Королёв).

Кадр из фильма «Иду искать»
Когда цензоры не принимали готовую ленту, ее показали ученым в Конструкторском бюро Королёва. Присутствовал и Сергей Павлович. Фильм понравился всем. Академики единодушно сказали: «Ничего под грифом «секретно» в кино нет». После премьеры советские режиссеры все же разглядели обаятельного артиста, внешность которого с возрастом становилась мужественнее. Начался новый этап в кинобиографии, где Жжёнов играл только главные роли. Не забывал он и о Минске. Белорусская многосерийная картина «Вся королевская рать» (1971), где актер примерил на себя образ американского политика Вилли Старка, в СССР была популярна.
Читайте также:
Ностальгия по прошлому. Вспоминаем самые популярные минские магазины советских времен
Стахановцам устраивали «темные». Почему рабочее движение ставили под сомнение
Всему научат. Как ДОСААФ стало кузницей кадров в СССР
«Если бы не ГТО до войны, до Берлина б не дошел…» Как оценивали знаменитые нормативы фронтовики
От неотапливаемого вагона до современного купе. Как развивалась советская железная дорога