В Минске прошел круглый стол «Современная женщина: образование, профессия, карьера»
Круглый стол «Современная женщина: образование, профессия, карьера», приуроченный к Международному дню женщин и девочек в науке, прошел 11 февраля в Минске, в Национальной академии наук, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Организаторы мероприятия — Белорусский союз женщин и Национальная академия наук. Цель встречи — привлечь внимание к проблеме гендерного неравенства в различных отраслях занятости в республике и к теме участия девочек и женщин в научных сообществах и других объединениях подобного профиля в школьный и университетский периоды обучения по STEM-направлениям (наука, технологии, инженерия и математика). Поскольку из общего числа выпускников около 26 % представительниц прекрасного пола оканчивают учебные заведения по специальностям, связанным с наукой, технологиями, инженерией и математикой, существует необходимость их дальнейшего продвижения в этих областях.
В мероприятии приняли участие председатель Минской городской организации БСЖ и начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома Ольга Чемоданова, председатель первичной организации БСЖ Совета Республики и заместитель начальника управления секретариата Совета Республики Национального собрания Беларуси Тамара Леончик, председатель объединенной организации БСЖ Министерства промышленности, член президиума БСЖ и заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, а также другие председатели первичек БСЖ, члены организации.
— Эту тему для круглого стола мы вынашивали давно. Рассчитываю, что такие встречи, во время которых мы можем обсудить различные гендерные аспекты с женщинами-учеными, станут традицией. Как выяснилось, в академии наук трудится около 3 тыс. представительниц прекрасного пола. Это очень мощный ресурс, — обратилась к присутствующим с приветственным словом Т. Леончик. — Во время круглого стола обсудим, почему пока не так много женщин, выбирая сферу профессиональной деятельности, отдают предпочтение STEM-направлениям. Более 70 % выбирают сферу услуг. Постараемся выяснить, почему так происходит и что на это влияет.
— Спасибо первичке БСЖ академии наук за возможность собраться и обсудить такую важную тему, — отметила О. Чемоданова. — Не могу не отметить, что наше мероприятие проходит накануне важного для страны события — референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию. Вопросы, которые часто звучали во время обсуждения проекта, касались в том числе и защиты прав женщин. Поэтому с уверенностью могу сказать, что тема сегодняшней встречи весьма актуальна.
О гендерном дисбалансе в трудовой сфере Беларуси рассказала заместитель директора по научной работе НИИ труда Министерства труда и социальной защиты, кандидат экономических наук, доцент Валентина Пинязик. Она объяснила, что гендерное равенство — неотъемлемое условие равноценного развития человеческого потенциала женщин и мужчин в разных направлениях. Также специалист привела данные, полученные в ходе исследования, в котором приняли участие 1 млн работающих белорусов. Согласно этим данным, учителями, врачами, бухгалтерами, воспитателями, библиотекарями, архивариусами чаще становятся женщины. В этих профессиональных сферах наблюдается гендерный дисбаланс. Однако по ряду направлений удалось достигнуть равенства. Например, почти одинаковое количество мужчин и женщин работают ветеринарами, архитекторами, проектировщиками, а также выбирают художественную сферу или искусства. По словам эксперта, этого удалось достичь в течение последних 5–10 лет.
— Что касается уровня образования, то представительницы прекрасного пола чаще оканчивают вузы, чем мужчины, — уточнила В. Пинязик.
Своим мнением поделилась и Н. Лазаревич:
— На протяжении трех лет я возглавляла крупный промышленный холдинг. Считаю, что руководитель, неважно, женщина это или мужчина, должен собственным примером показывать, как нужно относиться к своему предприятию или организации и как необходимо работать. По своему опыту могу сказать, что если руководитель не только говорит, но и делает, есть результаты труда, то и работники стремятся с лучшей стороны проявить себя. Истинный лидер может справиться с любой сферой.
Во время круглого стола обсудили также профессиональную ориентацию школьников с точки зрения гендерного аспекта, STEM-образование для школьников, гендерные особенности прохождения службы сотрудницами органов внутренних дел. Говорили и о женщинах, занятых в научной сфере.
Справочно
Международный день женщин и девочек в науке был учрежден резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 22 декабря 2015 г. Его предназначение состоит в том, чтобы объединить усилия государств, входящих в ООН, для продвижения полноценного и равноправного участия женщин в процессах образования, профессиональной подготовки, занятости и принятия решений в научной области, поощрять развитие ими научной карьеры и признавать их достижения в науке. Кроме того, его задача — ликвидировать все проявления дискриминации в отношении женщин в научно-образовательной политике.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также: